История моей любви к походам.

Запись сделана в июле 2013 года.

Когда я общаюсь с новыми людьми и взахлёб рассказываю им о своих похождениях, обычно возникает вопрос: как получилось так, что я хожу в походы по всему Израилю и нередко, а скорее даже очень часто, преодолеваю длинные маршруты в одиночку, а иногда и ночую одна в палатке посреди пустыни? Вот и решила рассказать, как я к этому пришла. Кстати, и самой впоследствии будет интересно почитать, поскольку вещи имеют обыкновение забываться 🙂
Думаю, что любовь к походам и путешествиям у меня в крови. Я с этим родилась. Но одной наследственности  было бы недостаточно. Поэтому я благодарна судьбе, что она свела меня с человеком, который открыл мне невероятные возможности, научил, показал, объяснил и «подтолкнул» вперед. А мне осталось только всё это взять, применить и развить. И результаты не заставили себя ждать, походы стали важной частью моей жизни. О том, как это произошло — чуть ниже.
В моей семье любили путешествовать. Мой отец, ещё когда мы жили в СССР, всегда ездил в отпуск подальше от дома. И не куда-нибудь в дома отдыха, а в путешествия по разным местам необъятного Союза. Он проехал на велосипеде Рижское Взморье и Золотое Кольцо. Велосипед был складной, и папа в своих вояжах переезжал с ним в поездах, когда этого требовала программа поездки.
В детстве я очень любила географию, подолгу рассматривала карты, мечтая о дальних странах. Знала много государств и названия их столиц. Мне это было жутко интересно.
Позже, уже повзрослев, слышала от знакомых о походах по таёжным горным рекам. Попасть туда было моей мечтой. В то время я уже побывала на Грушинском фестивале и, находясь среди людей, совершающих крутые походы и даже восхождения, окунулась в атмосферу, если не походов, то хотя бы походных песен.
В силу своей стеснительности и закомплексованности, в юности я так и не обрела компанию, с которой бы ходила в походы. Но всё же, однажды мне повезло.
В моём подъезде, в подвале, собирались ребята из туристического клуба, и они взяли меня в Жигулевскую Кругосветку. Это сплав на байдарках по Волге. Маршрут проходит вдоль живописных волжских берегов и Жигулевских гор, и он сказочно красив. Плыли от Самары вниз по течению. Возле села Переволоки, где расстояние межу Волгой и рекой Усой наименьшее — всего 4 км — перевозили байдарки на грузовике. А затем продолжали сплав по Жигулевскому морю, к плотине и, после шлюзования, опять вниз по течению, по великой русской реке Волге, обратно к Самаре.
К слову, сегодня в интернете нашла описание этого маршрута и отзывы участников. Есть коммерческие туры. Может вернуться туда и повторить?

Но продолжим. В 1991 году мы приехали в Израиль и, как все, проходили «абсорбцию», что включало, кроме всего прочего, и организованные экскурсии по стране. Для того периода это было интересно, увлекательно и познавательно. Вскоре мне на глаза попалась книга Ори Двир «Живописные места в Израиле» (выпуск 1991 года!). Думаю, это было чудом, что ее перевели на русский язык. Я попросила подругу подарить мне эту книгу на день рождения (она затруднялась с выбором подарка). До сих пор это моя настольная книга.


За чтением вышеупомянутой книжки пролетали года, пока в 2004 году, уже работая в больнице медсестрой после переквалификации, я не попала на мероприятие хевры ле-аганат а-тева (в переводе с иврита —  Общество Охраны Природы). Это была экскурсия для «свободных» людей (незамужних/неженатых, пнуим/пнуйот) с целью знакомств. Среди прочего, она включала небольшой походик среди цветущих лугов в заповеднике Битронот Бари в северном Негеве. И тогда я сделала для себя важное открытие: то, что мне нужно, от чего я получаю безграничное удовольствие — это, чтобы утром меня привезли в какое-нибудь красивое место на природе, где я смогу целый день ходить по тропам, а вечером — чтоб забрали. Сауна, угощение и другие удовольствия, которые были в программе того мероприятия, меня интересовали гораздо меньше.
Именно этим критериям отвечали тиюлим для желающих ходить много и долго, что на иврите звучит «тиюль метивей лехет» ( тиюль, в переводе с иврита, это — экскурсия, прогулка, поездка; в народе слово тиюль употребляется и как «поход»). Туда-то мы с подружкой и записались. И вскоре пошли в настоящий поход по пустыне Негев.
Это дело нам жутко понравилось, и мы с ней стали ходить в такие походы, организованные хеврой ле-аганат а-тева. Успели посетить 3-4 похода, и подруга Тамара уехала обратно в Россию. Ходить стало не с кем. В то время как-то не рассматривался вариант прийти в эту походную группу одной. Сейчас это кажется глупым и странным, а тогда — нормальным. И у меня  наступил перерыв от походов на целых  4 года.

Но вот летом 2008 года, вычитав все в той же книжке Ори Двира про Красный Каньон возле Эйлата, я решила поехать туда самостоятельно. И взяла с собой подружку Розу. В то время я уже была владелицей транспортного средства, и могла ездить, куда угодно.
Коротенькое путешествие в Красный Каньон оставило в душе сильное, незабываемое впечатление. До сих пор я отчетливо помню это ощущение таинственности вторжения в новый неизведанный мир, которое охватило меня при виде узкого прохода между розовых волнистых скал, с каждым шагом становившихся все ярче и красивее.
Для иллюстрации приведу фото Красного Каньона разных лет (была там 3 раза)

DSCF0076

Красный каньон.

OLYMPUS DIGITAL CAMERA

OLYMPUS DIGITAL CAMERA

OLYMPUS DIGITAL CAMERA

OLYMPUS DIGITAL CAMERA

И сейчас, попадая в каньоны, я все ещё испытываю особое волнение, как тогда.
Видимо, в тот момент я и заболела походами. Неизлечимо. Безнадёжно. Навсегда. Поэтому через месяц я снова прикатила в Эйлат, так как очень хотелось в горы. Опыта было мало, но я знала, что существует тропа Израиля (швиль Исраэль), и вычитала, что она проходит возле гостиницы «Несиха». Хотела пройти по тропе до горы Цфахот и назад. Это казалось просто, так как тропа размечена. Правда, я не знала, сколько километров придётся идти до горы, ведь точной карты у меня тогда ещё не было. Но это меня не остановило, я решила быть осторожной, смотреть на часы и, если гора Цфахот окажется далеко, просто вернуться назад.
Был жаркий летний день, поэтому начинать поход пришлось после 4-х часов дня. Приехала к «Несихе» и нашла начало-конец (смотря для кого — как) тропы. Правда, там были устрашающие надписи: «Военная зона. Вход запрещён».


Но я подумала, что тропа народная, принадлежит всем, а не только армии, и я могу идти по ней, куда хочу.
И я пошла…Но через 200-300 метров некто, частично одетый в военную форму, вернул меня назад.
Однако, не в моих правилах отступать от задуманного. Раз поход запланирован, он должен быть сделан.
Я стала искать альтернативу тропе Израиля, и пошла по шоссе в сторону Эйлата. По правую сторону было море, а по левую —  невысокие и некрутые горы, а  на них — тропинки, уходящие вверх. По одной из них я и двинулась в глубь горного массива. Вскоре мне попался камень, а на нем что-то знакомое, вот такое:

тропы Израиля.


Я очень обрадовалась, так как уже знала, что это — размеченная тропа. Эта тропа привела меня в красивое ущелье, где за каждым поворотом открывались все новые необычные виды.

OLYMPUS DIGITAL CAMERA

OLYMPUS DIGITAL CAMERA

Вернулась уже на закате, и мне понравилось так гулять. По сути, это был мой первый одиночный поход, точнее «походик». После этого мини-похода я поняла, что надо возвращаться в настоящие походы с хеврой ле-аганат а-тева, и я уже была готова прийти в группу одна.
В первом после возвращения походе, в котором мы ходили на нахаль Акрабим, инструктором был Шука Равак. Я не была с ним знакома, но увидев его и услышав, как он объясняет, сразу же поняла, что передо мной особенный человек и легендарный мадрих (мадрих в переводе с иврита — гид, инструктор).
Так и оказалось. Шука Равак одним из первых посетил Иорданию после установления с ней дипломатических отношений в 1994 году. И первым написал книгу о сказочно красивых Иорданских каньонах. И сейчас, в свои 80 с плюсом лет, он все еще ходит в походы, водит группы и размечает новые тропы в пустыне. Короче, мне очень повезло, что попала в поход под его руководством.

Шука Равак:

OLYMPUS DIGITAL CAMERA

Ссылка на фотоальбом с того тиюля :https://picasaweb.google.com/108679865855198786177/NachalAkrabim221108?authuser=0&feat=directlink

Интерес к пешеходному туризму нарастал у меня с неимоверной быстротой, и следующим шагом в этом моём увлечении стал поход с 3-мя друзьями в горах Эйлата, который я сама и организовала.
Шел 2009 год. В то время на форуме Сармы  был полный перевод на русский язык книги Цви Гилат «Швиль Исраель». Не то, чтобы мне трудно  читать на иврите, просто из Сармы я узнала о существовании такой книжки. Да и читать по-русски приятнее и душевнее.
Честно говоря, я зачитывалась описаниями участков. В результате, пришла в голову мысль сделать участок от Каньона Шxорет до Эйн Натифим. Для этого похода, конечно же, была приобретена карта за номером 20 — «Горы Эйлата». Путешествие удалось на славу, и участники этого похода до сих пор его вспоминают.

OLYMPUS DIGITAL CAMERA

OLYMPUS DIGITAL CAMERA

OLYMPUS DIGITAL CAMERA

OLYMPUS DIGITAL CAMERA

Полностью фото здесь :https://picasaweb.google.com/108679865855198786177/12012009?authuser=0&feat=directlink

И здесь :https://picasaweb.google.com/108679865855198786177/2009?authuser=0&feat=directlink

Совсем скоро после путешествия в горах Эйлата я пошла в поход с хеврой ле-аганат а-тева, который проходил в Иудейской пустыне  недалеко от Димоны. В этом походе я познакомилась с Фанни. Она и была тем человеком, о встрече с которым я писала в начале. Иногда нам в жизни везет. Удача поворачивается лицом. Знакомство с Фанни я отношу к категории «повезло!» Это знакомство определило стиль моей жизни на долгие (надеюсь!) годы.
Фанни рассказала мне, что ходит в походы уже 9 лет, и очень часто — одна. И нет никакой проблемы ходить в одиночку. Или маленькой компанией. Но не организованной группой! Конечно, нужно соблюдать осторожность и иметь точные карты. Но главное, ты получаешь полную свободу, принимаешь самостоятельные решения, ходишь, куда хочется, а не куда запланировала хевра ле-аганат а-тева. Идея мне понравилась. Вместе с Фанни мы совершили несколько увлекательнейших походов, но вскоре она пошла учиться на экскурсовода (морэ дерех), и времени у нее поубавилось.
А я, с плещущей через край энергией, продолжила походное дело. Стала ходить в походы, как «ненормальная», каждую неделю. Иногда получалось и по 2 раза за неделю совершить поход. Ходила с друзьями, с семьёй, с группой, но чаще — одна. На сегодняшний день у меня за плечами более 150 походов по Израилю. И ни один из них меня не разочаровал. 

П.С.А на сегодняшний день, 12 декабря 2022 года у меня за плечами уже 409 походов по Израилю. И несколько многодневных треков за границей.
И я иду дальше…