Каньоны ближнего зарубежья. Иордания. Вади Ассаль.

5-6.07.2013

Писать отчет об этой поездке в Иорданию совсем не просто, так как  было много новых знакомств, событий, впечатлений. И нужно выбрать самое главное и интересное. Но написать все же хочется, поэтому попробую…
Недавно я снова побывала в «сказке». Так я называю каждое посещение Иордании с её волшебной, сказочной природой. Это был настоящий подарок судьбы — увидеть и пройти  Вади Ассаль!

Нас было 17 человек. Люди, участвовавшие в этом походе, это близкие друзья Ромы.

Рома, легендарный Рома, трагически погибший в каньоне Горгопотамус в Греции, в октябре 2012 года… Уходят лучшие… С Ромой  я не была знакома, но много о нем слышала, а однажды, когда нужен был совет по покупке веревки, разговаривала с ним по телефону. И осознание того, что мне выпало пойти в каньон с людьми, которые являлись ближайшим окружением Ромы, наполняло меня особыми чувствами.

Я попала в эту компанию благодаря Юле, с ней мы познакомились в путешествии в каньоны Крита. А Юлю пригласил её приятель Кирилл. А уж он-то в этой компании бессменный организатор и постоянный участник. Короче, мне опять повезло в жизни!!!

Поездке предшествовала интенсивная переписка в электронной почте — форум, где все читают письма всех. И это усиливало радость ожидания предстоящего похода. Была даже составлена таблица, где среди прочей информации было указано, кто что покупает и кто кого везет.
Я вызвалась ехать на своей машине и везти Юлю и Кирюху. Выехали от меня из Петах Тиквы в 3:40 ночи, домчались до Эйлата за 3,5 часа и были первыми на границе.
Вскоре начал подтягиваться народ. Приветствия, объятия, поцелуи. Я знакомлюсь с прибывшими и чувствую себя так, как и должен чувствовать новый человек в компании старых проверенных друзей. Ребята все приятные, молодые, веселые, и мне комфортно  с ними.

Границу перешли благополучно. В Иордании нас ждали мадрих (экскурсовод), шотер (охранник) и большой туристический автобус на 50 человек. Роскошь! Спасибо Кириллу, он всё это заказал.
И мы поехали… Вади Ассаль находится немного севернее вади Худейра, примерно напротив Эйн Бокека. Ехали очень долго. Часа 4, наверное. Мимо посёлков и деревень, по узким дорогам. Проезжали мечети, базары. Видели огромное скопление молящихся людей, видимо — паломников. В автобусе не затихало веселье, и  у всех было приподнятое настроение в предвкушении походных приключений.

DSC_7045 (1280x848)

В деревне, через которую надо было проехать, чтобы попасть в нужное нам вади, происходили похороны. Двигаться дальше было невозможно, пришлось покинуть наше транспортное средство раньше, чем предполагалось, и идти пешком дополнительные метры (или километры?).
Итак, в 2 часа пополудни мы начали наш поход. Было очень, очень жарко! Вокруг бегали назойливые местные мальчишки, просили деньги (мани! мани!) и хватались за палку. Очень хотелось стукнуть их  этой палкой больно! Но в следующий раз надо будет взять мелочь и раздать им. А вдруг они голодают?

OLYMPUS DIGITAL CAMERADSC_7066 (1280x848)

Спуск в вади продолжался недолго, и вскоре мы уже двигались по каньону вади Ассаль. Нашей целью было прийти до наступления темноты к той части вади, где появляется вода, и там заночевать. Поэтому шли очень быстро. Признаюсь, мне было нелегко (да и некоторым другим, думаю, тоже). Накануне работала в вечернюю смену, спала 3 часа, затем путь до Эйлата и 4-х часовая поездка по иорданским дорогам. И вот теперь, в самую жару, мы идем в приличном таком темпе. Но я не унываю, знаю, что терплю ради немыслимых красот, которые скоро предстоит увидеть, ради водопадов и скал, с которых мы будем спускаться. И это того стоит!

OLYMPUS DIGITAL CAMERA
Примерно через 2,5 часа мы подошли к первому отвесу. Он же и самый высокий (метров 20), и самый технически сложный.
Уф! Наконец-то можно остановиться, присесть и отдохнуть, пока другие спускаются, и твоя очередь еще не подошла. Через несколько минут отдыха замечаю, что вокруг скалы нежного кремового цвета,  и каньон в этом месте потрясающе красив!

Эти сухие водопады-отвесы всегда вызывают во мне внутренний трепет и восхищение грандиозностью природы, её силой и властью над человеком. Вот идем мы по вади, и всё просто великолепно! Мы не перестаём удивляться красоте скал, перебираемся через болдеры, прыгаем или сползаем с небольших ступенек. И вдруг — стоп! Водопад. Высота 20 метров. Всё. Дальше идти невозможно. Дальше —  снеплинг.
Надо заметить, что все станции для спусков в вади Ассаль делались на естественных опорах (каньон не пробит). И все станции были сделаны надежно и профессионально благодаря нашим специалистам —  Диме, Олегу и Андрею.
Итак, мы на первом отвесе. Все люди надели каски и обвязки. У многих участников в качестве спусковых устройств обычные и самые распространенные «восьмерки», у более продвинутых — гидроботы, а у самого крутого — решетка. Наши иорданские друзья тоже готовятся к спуску. Олег и Андрей спустились первыми и пошли устанавливать следующие станции, так как отвесы в этом месте идут один за другим. А Дима остался здесь, руководит снеплингом и спускает некоторых людей с верхней страховкой.

DSC_7124 (1280x848)

Мне же верхняя страховка была не нужна, у меня есть шант, и я сама себя страхую. Спуск был немного проблематичный, так как нужно было пройти карниз и выйти на «отрицаловку». Выполнить этот переход элегантно и технично мне не удалось. Меня немного дернуло. Но дальше было проще, и я благополучно приехала вниз. Второй отвес был рядом, в нескольких метрах. Там заправлял делами Олег. Быстренько спустилась, уже без шанта, так как невысоко. И перешла на третий отвес, где руководил Андрей. Не моргнув глазом, выполнила и этот спуск, высота которого 12-13 метров. Теперь можно было отдохнуть, полежать в красивом месте под скалами и посмотреть, как спускаются другие.

DSC_7163 (848x1280)

Вскоре наша дружная команда двинулась дальше. Нам всем явно захорошело. Наступил вечер, и пришла долгожданная прохлада. Мы немного отдохнули и ощутили прилив адреналина и новых сил. Следующие отвесы, а их было немало, проходились играючи. Во многом благодаря стараниям Димы и всех, кто вместе с ним организовывал станции. Так мы шли ещё пару часов по каньoну среди нескончаемой красоты. Темп ходьбы нарастал, так как приближалась ночь. И вот, уже в сумерках, появились первые признаки того, что вода где-то рядом. Деревья и кустарники стали гуще и зеленее, и среди них мною были замечены виды, растущие только возле воды. А вскоре потекли ручейки, и на душе стало совсем хорошо.

Еще немного ходьбы, спуск с крутой, но невысокой стены, и мы оказались на поляне, где обычно ночуют посетители вади Ассаль. Место сказочное. По скале, в природной нише, стекает водопад. И сейчас, после нелегкого, но полного впечатлений дня, нет большего счастья, чем постоять под струями этого, пусть и не очень полноводного, водопада. И нет сейчас более прекрасной музыки, чем звуки падающей воды.

OLYMPUS DIGITAL CAMERA
Расположились на ночлег. Девчонки пошли купаться под водопадом. Поскольку мы находились среди нетронутой, девственной природы, купание происходило в первозданном, природном виде. В этом было что-то фантастическое — нимфы под водопадом. Я, правда, не смогла поучаствовать в водной феерии. На это уже не было сил. Душ под водопадом приняла раньше, а затем просто плюхнулась на коврик и не смогла пошевелиться.
Освеженные после водных процедур девчонки приступили к приготовлению ужина под руководством Лины. В меню основным блюдом был рис с жареным луком и тушенкой. Признаюсь, давненько я не ела такой вкусной еды! Спасибо тебе, Лина!
После ужина все разошлись по своим спальным местам и мгновенно заснули крепким богатырским сном. А некоторые заснули намного раньше, даже не поужинав 🙂

DSC_7290 (1280x848)

Но самые крепкие из нас еще долго сидели у костра и ржали над рассказами Олега, который «живет долго и видел много». Я же из последних сил надула свой легендарный жёлтый матрас (зря штоль тащила?) и приготовилась отойти ко сну. Но тут подошел и сел на надутый матрас Лева, и потекла беседа о походах. На эту тему я могу говорить сколь угодно долго. Куда только усталость подевалась! Лева, чувствуется, как и я поражен «походным микробом», поэтому поговорить было о чем.

Сначала Юлечка, пытавшаяся заснуть рядом, немного протестовала, дескать мешаем. Но вскоре она благополучно заснула под мелодичный звук беседы.
Под небом, усеянным огромными яркими звёздами, спалось нам хорошо.

DSC_7295 (1280x848)

Утром мы проснулись бодрыми и готовыми на подвиги. Дима, начальник, не давал расслабиться. Разбудил рано и все время подгонял: всё, через 5 минут уходим!  Когда такая большая команда идёт по каньону, так и надо, иначе никуда не успеем.
Весь второй день шли по воде, что в такую жару было очень приятно. Это были красота и кайф, которые не кончаются.

OLYMPUS DIGITAL CAMERAOLYMPUS DIGITAL CAMERA

Временами опять спускались на веревках. Отвес пониже, отвес повыше. Страховали друг друга с помощью нижней страховки. Так спуски проходились гораздо быстрее. Но некоторые, особо осторожные участники, так и норовили на отвесах повыше привязаться к прусику, пока Дима на секунду отвлекался и не видел. Зато, когда он это видел… Нельзя сказать, что был сильно рад 🙂 .
Особенно красивы были 2 места. Первое — скала с водопадом, где спуск происходил практически в потоке воды. Правда, поток был несильным и с ног не сбивал. Очень живописный уголок.

OLYMPUS DIGITAL CAMERA OLYMPUS DIGITAL CAMERA OLYMPUS DIGITAL CAMERA

Второе место было самое красивое и развлекательное во всём каньоне. Но это чисто мое мнение. Потрясающе красиво было и наверху, где начинался спуск, и внизу, где струился водопад. Все мы сполна порезвились под его потоками, «оторвались» и расслабились. И это был настоящий праздник для души!

OLYMPUS DIGITAL CAMERAOLYMPUS DIGITAL CAMERAAssalJuly2013-26Фото КириллаDSC_7406 (1280x848) DSC_7421 (1280x848) DSC_7619 (848x1280)OLYMPUS DIGITAL CAMERA

Далее по маршруту приходилось спускаться без веревок с небольших водопадов, и частенько прямо в воде. Чувствовалось, какая мы дружная команда. Сильные мужчины помогали дэвушкам и некоторым парням. Стасик руководил «группой поддержки». А поддержка была более, чем реальная. Он просто снимал нас с водопадов, принимая на свои руки и плечи. Когда опираешься на Стаса, ощущение такое, что это непоколебимая и несдвигаемая скала, настолько этот парень силен и крепок. Это было незабываемо. Стасу помогали Оля и Олег. Спасибо вам, ребята, за тёплую дружескую заботу!

DSC_7778 (848x1280) DSC_7781 (848x1280) DSC_7787 (848x1280) DSC_7837 (848x1280)OLYMPUS DIGITAL CAMERA OLYMPUS DIGITAL CAMERA

В середине дня, изрядно пpоголодавшись, мы сделали привал и поздравили Машу с днём рождения. Полакомились сгущёнкой, отпивая ее из бутылки (патент Маши и Стаса), и закусили сырокопчёной колбаской.
Вскоре спуски на верёвках закончились. Где-то в 12:30 мы сняли обвязки и пошли дальше. Большинство из нас были в вади Ассаль впервые и не знали, сколько предстоит пройти до выхода из каньона. А путь оказался очень длинным! Было ощущение, что вади никогда не кончится, и мы останемся здесь навечно. Я ничего не имела бы против, если бы не нормы общества, предписывающие нам выйти из каньона в 16:00 к ждущему нас автобусу.
Мы шли, шли и шли. Иногда останавливались в красивых водных уголках и просто лежали в журчащей прохладной воде.

DSC_7895 (1280x848) DSC_7934 (1280x848) DSC_7940 (848x1280)

Но вот после 3-х часовой ходьбы за очередным поворотом показалось некое строение. Это был измеритель уровня воды во время зимних ливней. Устанавливается эта штука в конце ручья. Это значит, что мы пришли. Ура!  Еще несколько сот метров, максимум километр, и мы были на выходе, где нас уже ждал автобус. Поход закончился, и этого было немного жаль…

OLYMPUS DIGITAL CAMERA OLYMPUS DIGITAL CAMERA
Ну а дальше всё шло по плану: путь в Акабу, переход границы (съэкономили 10 динар, так как были в Иордании менее 48-ми часов), чаепитие и тёплое расставание в Авдат и поездка домой. По пути я немного заблудилась, так как на шоссе 40 произошли изменения на перекрёстке Гедера, а меня не предупредили…
Как итог нашего потрясающего похода, я позволю себе привести здесь мнение Стаса, которое он выразил в послепоходном обмене впечатлениями. Лучше уже и не скажешь!
«Было прекрасно. Если честно, то в начале я несколько напряженно отнесся к идее пойти в поход составом в 17 человек. В результате, в очередной раз убедился, что хороших людей много не бывает. Вы все замечательные, необыкновенные люди. Отдельное спасибо организаторам, завхозу и группе поддержки (это которые поддерживали нас, не давая плюхнуться на землю). Ещё раз спасибо всем!».

*** В отчёте использовались фотографии Льва Богуславского.

Каньоны ближнего зарубежья. Иордания. Вади Ассаль.: 3 комментария

1. Лена, завидую самой белой завистью.
    Но хорошо хотя бы, что есть вы, человек, который и расскажет, и покажет.
    Вы делаете ВЕЛИКОЕ ДЕЛО.

1. Маша, привет! Я иногда и «сама себе завидую», видя всю эту красоту. А когда описываю — это как будто побывала в тех местах еще раз и прочувствовала всё ,что там происходило заново 🙂
      Хочу «похвастаться» — на праздник Рош-а-Шана , «бэ эзрат а- шем» снова еду в Иорданию, но, к сожалению, не с ребятами, а с коммерческой группой. Но все равно — радостно!

1. Рада за вас (и за себя тоже — будет, что почитать и посмотреть).

А я совсем отвыкла от Израиля. Даже как-то странно думать, что в октябре возвращаться. И совсем не хочется.
        Если бы с дочерью могло бы все наладиться, не вернулась бы.
        Тут душевно комфортнее и спокойнее.