Поход на верхний нахаль Дарджа.

26.10.2012

Почти год прошёл с того похода, но, думаю, поделиться впечатлениями ещё не поздно…

На самом-то деле мы с Сашей собирались делать свой первый самостоятельный снеплинг-каньонинг на нахаль Кумран. Курсы Сармы мы закончили, проходить узлы, выходить из зависания, жумарить и строить станции научились, снарягу и веревку длиной 130 метров  купили  и «рвались в бой». Для первого раза нахаль Кумран очень подходил: каньон этот разрешённый и не очень сложный. Самый высокий отвес — 40 метров. Ната и Натан тоже хотели присоединиться.
Но прогноз погоды, который, кстати, мы всегда узнаём по телефону 03-5600600, вышел неблагоприятный. Опасность ливней в сухих ручьях в районе Мертвого Моря. Решили прислушаться и отменили снеплинг. Увы! Ливень — это очень опасно, а в каньоне — это верная смерть. 2 года назад на Кумране погибли 4 человека во время шитафона (шитафон — ливень) в мае. Они делали снеплинг в каньоне и не покинули его, хотя инспектор просил их об этом…
Но отказываться от «вылазки» на природу негоже. Душе и телу срочно требовался глоток свежего пустынного воздуха, а глаза ждали потрясающих видов желто-коричневых оттенков на фоне яркого голубого неба с белыми облаками. Саша предоставил решать мне, куда мы поедем. «Ты — штурман», — сказал. Исходя из прогноза погоды, обещающего на севере сильные дожди, я решила, что мы едем на Мертвое Море. Только не с веревкой. А ногами протопаем какой-нибудь неслабый маршрут. В голове у меня давно вынашивался план сходить на нахаль Дарджа эльён (эльён — верхний). «Вот и сходим, —  подумала я. — Правда идти придется по узкому вади, а тут шитфонот обещают. М-да… Но посмотрим по обстоятельствам».

Приехали на Мацукей Драгот где-то в 7:50. А там уже стоит бахурчик из хевра ле аганат а-тева и не пропускает людей в нахаль Дарджа тахтон (тахтон — нижний), туда, где каньон и бассейны с водой. Опять же, опасность ливней…
Перед парнишкой разложена карта небольшого участка в районе Дарджа тахтон, и он всем объясняет, что единственное место, куда сегодня разрешается пойти — это красный швиль по плато над каньоном.
Но у нас своя карта и свои планы. Пришлось бахурчику советоваться с более опытными товарищами.

После нескольких звонков разным людям, подробного изучения карты и расспроса о маршруте, нас с богом отпустили. И мы пошли, пошли, пошли.
Сначала двигались по тропе, размеченной красным. Заглянули на начало каньона нахаль Тор.

Там есть интересный лабиринт.

Пройдя примерно 2 км, повернули на тропу, размеченную зеленым. Постепенно углублялись в пустыню, любуясь все новыми и новыми видами. Нас окружал милый сердцу пейзаж, и душа пела от счастья. Стояла идеальная для похода погода, ни холодно, ни жарко. Небо свекало голубизной, и никакого намека на ливень.

IMG_1285IMG_1291IMG_1311IMG_1315

Встретили группу велосипедистов-экстремалов, которые ухитрялись нестись с немалой скоростью по узким каменистым тропам, преодолевая крутые подъёмы и спуски.

«Зеленая» тропа привела нас к руслу нахаля Дарджа.

Нахаль Дарджа ( другие его названия: Дарга, Драгот) — это один из красивейших ручьёв Иудейской пустыни. Начинается он недалеко от Бейт Лехема. Для нас, туристов-пешеходников, нахаль Драгот  условно делится на 3 части: верхний, средний и нижний.

Верхний нахаль Дарджа, по которому проходит тропа, размеченная чёрным, посещается людьми нечасто. На иврите это звучит: лё метуяль (לא מטוייל). Поэтому и природа там девственная и нетронутая. Туда мы и направляемся.
Средняя часть очень красива, там есть тропа, помеченная красным. Есть у этой части и другое название: нахаль Машаш (נחל משאש). Проходится без веревок. Туристы там ходят часто. Меод метуяль (מאוד מטוייל). Привожу несколько фотографий нахаль Машаш, снятых  после  ливней  в феврале 2009,  когда в русле все еще течет вода:

OLYMPUS DIGITAL CAMERAOLYMPUS DIGITAL CAMERAOLYMPUS DIGITAL CAMERA

Нижний нахаль Дарджа — это, пожалуй, самый посещаемый нахаль в Иудейской пустыне. Метуяль бе йотер (מטוייל ביותר). Это, своего рода, «луна-парк» в каньоне среди скал. Чтоб его пройти, требуется веревка длиной 30 метров, поскольку на пути встречаются сухие водопады. А под водопадами частенько имеются промоины, заполненные водой круглый год — гевим. Иногда эти гевим — глубокие, и их надо переплывать.

В каньоне нижней Дарджа в особо напряженные дни (праздники, выходные) бывает более 200 человек. Иногда они там попадают в темноту и «застревают». Тогда приходится вызывать спасателей.
Шитфонот на нахаль Дарджа бывают каждую зиму и по нескольку раз. Поэтому каньон промытый и очень красивый. Я там была один раз. Поспускалась на веревках, поплавала в гевим. Аттракция! Но…грязновато там и многолюдно. Природная «жемчужина» со следами излишнего присутствия человека.
Несколько фото оттуда. Апрель 2010.

OLYMPUS DIGITAL CAMERAOLYMPUS DIGITAL CAMERAOLYMPUS DIGITAL CAMERAOLYMPUS DIGITAL CAMERA

Шитафон на нахаль Дарджа. Январь 2013.

OLYMPUS DIGITAL CAMERAOLYMPUS DIGITAL CAMERA

Так выглядит Мертвое Море во время шитафона на ручье Драгот:

OLYMPUS DIGITAL CAMERA

Но вернемся к нашему походу. Примерно в 2 часа дня мы подошли к пересечению зеленой и черной троп. Далее по моему плану предстояло идти по вади, и это  была главная цель похода. Мой спутник, узнав об этом, мягко говоря, удивился. А точнее — разозлился. До этого момента он не задумывался, что придется идти по руслу ручья в день, когда предсказывают шитафон. Да я ему и не обьяснила заранее, зная, что он не согласится. А тут мы уже у цели, и есть шанс, что пойдем. 🙂
Кстати, погода была отличная. Хотя, шитафон в пустыне может прийти неожиданно. Такое явление называется шевер анан (ливень). Совершенно безобидное облако на фоне голубого неба при соприкосновении с теплым воздухом может пролится бурным ливнем. Удивительно!

Я, когда гуляю по руслам пустынных ручьёв, всегда помню, что такой шитафон может начаться неожиданно. Поэтому прислушиваюсь к звукам, поскольку мощный шитафон тащит за собой камни, и это сопровождается сильным грохотом. А заодно присматриваю местечко, куда можно будет вскарабкаться в случае опасности. Еще ни разу эти меры предосторожности мне не пригодились. Не довелось пока увидеть самое начало шитафона, к сожалению. Текущий нахаль на моих фото — это последствия сильных дождей в районе Иерусалима. Обильные осадки стекаются в русла ручьёв северной части Мертвого Моря, такие, как нахаль Ог, Кедрон, Дардже и другие, и эти ручьи начинают течь.
Короче, Саша оказался в затруднительном положении, так как, в отличие от меня, прогноз погоды он воспринял очень сурьёзно. И это правильно. Я-то человек авантюрный, люблю риск (в разумных пределах), но на меня равняться не стоит.
Предвидя такую ситуацию, я заготовила запасной вариант. Мы могли обойти вади стороной, абсолютно безопасно пройдя по джиповке. И я ему об это сказала. Саша смотрел в мою сторону. Вид у меня, по его словам, был такой, что если я сейчас не пойду по нахаль Дарджа эльён, то дальше жить не смогу. Настолько велика будет горечь разочарования от несбывшейся мечты. Немного подумав, он сказал : «Ну ладно, пошли по вади. Только надо сделать это, как можно быстрее». И мы зашагали по руслу. Излишне говорить, что было очень красиво.

IMG_1320IMG_1324IMG_1340IMG_1342

Напряжение Саши передалось мне. Я тоже стала побаиваться. Честно говоря, было немало участков, где в случае шитафона укрыться было бы негде. Отвесные высокие скалы. Попадались каньончики с узкими проходами, где расстояние между стенами чуть больше одного метра. Такие места я особенно люблю.

IMG_1326IMG_1330IMG_1331IMG_1347

И вот мы подошли к сухому водопаду, где были озадачены вопросом: как спускаться? Скала высотой 3.5 — 4 метра, черная разметка прямо на стенке.

Спускаться там было опасно. Обхода мы не нашли. Странно. Одна моя знакомая, прошедшая этот маршрут с группой, не упоминала, что там были какие-либо препятствия. Однако у Саши веревочка всегда с собой. Он ее достал, привязал за подходящий камень и спустился. Я сбросила веревку и спустилась, опираясь на сильные руки друга. Вот такое приключение.
Но надо было спешить, пока все тихо и нет шитафона. По пути встретили симпатичное создание. Называется: мнифанит мацуя (מניפנית מצויה), или:  SINAI FAN-FINGERED GECKO,  или: Ptyodactylus guttatus.

А по-русски: змееголовник обыкновенный.

Вскоре мы вышли на джиповку (синий симун) и направились к машине.

Copy of 2012-10-26 15.05.15

По пути увидели, что, несмотря на опасность ливней, на разрешенном атаре снеплинга жизнь бъёт ключом. Люди спускаются на веревках и прямо в вади, где в любую минуту, по прогнозу синоптиков, мог начаться шитафон. 🙂
Весь поход, протяженностью примерно 20 километров, занял 9 часов. Замечательно прогулялись.

Карта нашего маршрута:

OLYMPUS DIGITAL CAMERA

Карта в оригинале — верхний нахаль Дарджа, карта симун швилим номер 8 :

OLYMPUS DIGITAL CAMERA203EGC~3

P.S.  Этот отчёт, точнее его вступительная часть, является моей первой попыткой написать впечатления о походе. Эту вступительную часть я написала сразу же после похода, и далась она мне очень легко. Можно сказать, что с этого и началось моё увлечение описывать свои походы и приключения. Но почему-то тогда этот отчёт так и остался незаконченным. Я «бросилась» описывать впечатления от других походов, а к описанию похода на верхнюю Дарджу вернулась только через год. Была внутренняя потребность завершить этот отчёт…

Поход на верхний нахаль Дарджа.: Один комментарий

1. Лена, ну что тут скажешь…
    Как всегда — поразительно красивое место, куда хочется попасть немедленно.

Большое спасибо вам, что не ленитесь выкладывать описания своих маршрутов, чем приобщаете к красотам Израиля тех, кто не может позволить себе личного там присутствия (не важно — по каким мотивам).