Лалибела… Какое красивое, ласкающее слух, имя у этого городка! Расположен он на севере Эфиопии, на высоте 2500 метров и известен всему миру своими монолитными церквями, высеченными из камня, розового вулканического туфа. Церкви возводились в 12-13 веках в течение 23-х лет. Ничего подобного нет нигде в мире!
День 8-й. Прилёт в Лалибелу. Посещение знаменитых церквей. Знакомство с эфиопским чудо-мальчиком.
После трека в горах Симиен мы ночевали в роскошной гостинице и спали на удобных широких кроватях, но спала я беспокойно, видела сны и часто просыпалась. Видимо, мне намного больше подходит спать на природе, в палатке, на узком надувном матрасе 🙂
Наконец зазвонил будильник, и начался день, полный приключений и чудес…
В программе нашего путешествия сегодня был намечен вылет в Лалибелу. Позавтракали рано, и в 7:00 выехали на шатле в аэропорт. Через минуту-две Фаня решила приготовиться к полёту и достать паспорт и билет и вдруг обнаружила, что паспорта нет. Сразу вспомнила, что накануне его брали в рецепшн, чтоб сделать копию, и, видимо, он там и остался. Мы вернулись в гостиницу, благо не успели далеко отъехать, и забрали паспорт. Всё встало на свои места.
Полёт прошёл нормально. В Эфиопии очень серьёзно относятся к безопасности, и багаж просвечивали 2 раза.
Вид из окна самолёта:
В Лалибеле нам предстояло провести 3 полных дня (и 3 ночи). Не потому, что мы этого хотели, а просто не было билетов на самолёт ни на следующий день, ни на послезавтра. Был только такой вариант. Но за 3 дня мы подробно изучили город и окрестности, познакомились с жителями, вникли в местный колорит и даже заплели себе косички.
В аэропорту Лалибелы, в зале прибытия стояли представители гостиниц и зазывали, каждый к себе. Мы предварительно выбрали гостиницу Амман (по рекомендации книги Lonely Planet). Приехав в город и осмотрев её, мы решили, что она нам не нравится. И отправились в отель Seven Olives, расположенный неподалеку. Здесь нам понравилось больше. Напоминает турбазу. Одноэтажные домики, рядом лужайки с травкой и красивый вид на горы и долину.
Получили комнату, расположились и пошли знакомиться с городом. Прежде всего мы, разумеется, хотели осмотреть знаменитые церкви, высеченные из камня. За нами увязались провожатые, желающие помочь и получить за это денежку. Нас не сопровождал местный гид, и это давало местным жителям большой простор для действий.
Без труда нашли оффис туристического места «Церкви Лалибелы» и купили входные билеты. Даже если ты посетишь церкви один раз, нужно купить билет на 5 дней и заплатить 50 долларов. Дороговато, но спорить не будешь. И потом, это всё-таки всемирное наследие Юнеско. Гид по церквям на один день стоит немало — 300 бырр. Мы решили сначала осмотреться и не брать никакого гида, а затем, если почувствуем необходимость — возьмём. Начали осмотр с северной части. Здесь расположено 6 церквей. В южной части находится 4 церкви. Кроме них есть ещё монастырь на горе Ашетен и одна отдельно стоящая церковь Сент-Джорж, внизу, возле речки, которая называется как? — Ярден. В Лалибеле мы встретили ещё несколько названий со святой земли: Голгофа, гора Тавор…
Мы зашли на территорию церквей в 11:30. А с 12 до 14 церковный комплекс закрывается на перерыв. Успели осмотреть 2 церкви. Интересно. Про каждую из них Фаня читала основную информацию в путеводителе Лонели Планет и вкратце пересказывала мне. Так мы знали, на что нужно обратить внимание внутри посещаемых церквей. Все они высечены из красного монолитного камня вулканической породы. Смотрится красиво и необычно. Строили церкви 24.000 человек и копали они их сверху вниз. Потрясает, как можно это сделать? Чудеса инженерной мысли, шедевр и, действительно, достопримечательность. Недавно над главными большими церквями установили крыши. Конечно, эта конструкция портит вид и нарушает общее впечатление, но необходимо сохранить это бесценное достояние для будущих поколений.
Вот что мы увидели за первые полчаса:
Здесь всегда много паломников, и каждый находит свой укромный уголок, чтобы погрузиться в молитвы:
Перед входом в эфиопскую церковь необходимо снимать обувь. Такой вот обычай.
В 12:00, как и было написано, двери всех церквей закрылись — обед. Мы вышли на улицу вслед за группой из Польши и пошли вверх по дороге. Навстречу нам нескончаемым потоком шли школьники, одетые в форму разных цветов, видимо из разных школ. Очень многие из них махали рукой в качестве приветствия, спрашивали, как дела и просили шариковую ручку. Мы уже привыкли к тому, что здесь все всегда что-то просят. Вдруг один из них, мальчик лет 11-ти, спросил, откуда мы и нет ли у нас монеты нашей страны. По нескольким произнесённым им словам сразу можно было понять, что ребенок — интеллегент. Глаза настолько смышлённые и живые, что я сразу прониклась симпатией к этому мальчику. В отличие от других детей, он отлично говорил по-английски, это сразу чувствовалось, и я поняла, что перед нами особенный, одарённый мальчик. Он нас просто «купил» тем, что не попрошайничал ручки и деньги, как остальные, а попросил монеты, поскольку интересуется другими странами и коллекционирует предметы со всего мира.
Вот он, наш новый знакомый:
Завязалась оживлённая беседа между ним и Фаней. Я кое-что понимала, хоть и начала изучать английский совсем недавно. Мальчика звали Энеу. Он объяснил нам, какие достопримечательности можно посмотреть в туристическом городе Лалибела, и где они находятся. Мы поднялись с ним на гору Тавор, а затем пошли в сторону города. Энеу пригласил нас к себе домой на традиционную церемонию приготовления кофе, и мы с Фаней согласились. Так мы побывали в типичном доме жителя Лалибелы.
Ну что можно сказать. Условия жизни напоминают те, которые мы видели, когда были в гостях у местной семьи во время трека в горах. Земляной пол. По углам лавки. Вокруг гуляют куры. Дома были мама (занималась по хозяйству на входе в дом), сестра и старший брат. Я заметила, как сестра дала брату деньги, и вскоре тот вернулся с небольшим мешочком необжаренных светлых зёрен кофе. Сестра приготовила кофе по всем правилам и в том же порядке, как мы уже видели, когда были в гостях во время трека. Наливали кофе нам три раза. Таков эфиопский обычай: за удачу, за любовь и к богу. К кофе подали традиционную инжеру.
А в это время наш необыкновенный мальчик Энеу рассказывал, какие предметы он изучает в школе, и показывал свои учебники и тетрадки.
Это поразительно, как в таких нищенских условиях смог вырасти такой умный ребенок! С какой тщательностью и аккуратностью он ведет записи в тетрадях. Насколько по-взрослому он рассуждает. И ведь у него нет ничего. Учебники и тетрадки он носит в целлофановом пакете. Спит на полу. Уроки делает при свете керосиновой лампы.
Поразило меня и то, как в Эфиопии поставлена учёба. Начиная с 7-го класса, все (!) предметы в школе изучаются на английском языке. На вопрос, кем он хочет стать, наш 11-летний друг ответил: адвокатом и инженером по водным коммуникациям. Дай-то бог, чтобы он стал кем-то и не затерялся среди 90 миллионов человек, населяющих Эфиопию.
Визит в семью Энеу был очень трогательным и интересным.
Тем временем обеденный перерыв закончился, и мы продолжили осмотр красных церквей Лалибелы. Нашего друга, разумеется, туда не пустили, но мы уже договорились ранее, что завтра в 9:00 он придёт к нашей гостинице и поведет нас в монастырь на горе Ашетан.
Во время послеобеденного осмотра церквей мы видели немало групп, в составе которых были пожилые европейцы с большими фотокамерами. Все группы, разумеется, ходили в сопровождении гида. А нам понравился наш метод: читаем в книжке и смотрим внутри. Как называется та или иная церковь, мы догадывались сами или спрашивали у туристов. Указателей там не было. Всё сделано так, чтобы люди брали гида, и чтоб местные зарабатывали.
Фотографии:
Игра света и тени в узких переходах между церквями:
Вечером на горе Тавор:
Экзотические птички, которые в чудесной стране Эфиопии встречаются на каждом шагу:
Нагулявшись, вернулись домой и поужинали в стильном ресторане при гостинице:
Вернулись в номер, уставшие и полные впечатлений от прошедшего дня, и уже было собрались спать, как вдруг выясняется, что входная дверь не закрывается изнутри. Пришлось перезжать в соседнюю комнату. Только перехали, разложились и устроились, как выясняется, что в новой комнате не работает душ. Вот ведь незадача! Договорились так: спим здесь, купаемся в предыдущей комнате, а завтра нам найдут номер, где всё исправно работает.
С тем и заснули…
День 9-й. Поход на гору Ашетен.
Проснулись в 7 часов. Позавтракали в знакомом уже ресторане, где нам подали вкуснейший омлет с овощами. Но кофе или чая в меню нет, как нет. Завтрак без кофе — в Эфиопии это возможно.
Вышли из гостиницы в 9:20. Энеу уже ждал у входа, да не один, а с другом-одноклассником. Кроме них к нам «прибились» ещё двое местных. Это были более взрослые мальчики, братья по матери Томас и Матио. Одному 17 лет, второму -15:
И вся эта наша процессия в составе 6-ти человек двинулась в сторону горы Ашетен, где находятся монастыри святого Михаила и святой Марии.
Дорогу нам показывали наши сопровождающие, но я уверенна, что мы и сами бы её без труда нашли, используя свой опыт походов и интуицию. Но проблема в том, что в городе Лалибела невозможно было сделать ни шагу в одиночку, обязательно кто-нибудь увязывался следом, в надежде, что ему перепадёт хоть что-нибудь от туриста. Предлагались всевозможные услуги, как-то: быть гидом, почистить обувь, устроить кофейную церемонию в своем доме.
Гора Ашетен довольно высокая. Вот она, там, вдали:
И поближе:
На гору проложены дорожки, на которых наблюдается оживлённое движение:
Подъём довольно крутой, и было интересно идти вверх по тропе, с которой открывались живописные виды:
Фаня с Энеу и его другом ушли вперёд, а ко мне «прилипли» двое больших новых мальцов, Томас и Матио. Как обычно, вопросы — как зовут, сколько лет и т.д. Зашёл разговор и о порядках в местных школах. Я спросила их: «Сколько детей учится в одном классе?» И была поражена ответом. Оказывается, в Эфиопии в школах в каждом классе учится 64 (!) ученика. Ни больше, ни меньше. Нехватки детей не бывает, наоборот — есть много желающих учиться, для которых не хватает мест в школе. Когда я спросила, тихо ли в классе во время урока, получила ответ: «Очень тихо. Разговаривать нельзя. Если хочешь что-то сказать, можно только поднять руку. Учитель разрешит — говори». Вот и всё, нельзя разговаривать и точка! Учитель — непререкаемый авторитет. Израилю явно стоит поучиться у Эфиопии!
Постепенно тема разговора изменилась. Мальчишки стали настойчиво предлагать, чтоб я почистила у них ботинки за приличную плату, когда вернёмся. Вскоре Томас пошёл быстрее, а Матио остался и «привязался» ко мне не на шутку. Теперь он хотел, чтобы я стала его спонсором и оплатила учёбу в Израиле. Но если не это, то хотя бы купила ему новые сандалии за 100 бырр. Просил, чтоб пригласила его сегодня на обед в ресторан. Мне такой поворот событий совсем не понравился. Он всё время болтал и проявлял чрезмерную предупредительность — предлагал руку, чтобы помочь на подъёме. Это стало мне реально мешать. Очень хотелось отвязаться от них, но какой там! Они не отходили ни на шаг в надежде получить хоть что-то. Их по-настоящему жалко. Они бедные, живут в нищете, хотят учиться и узнавать мир. Денег у них нет. Но ведь таких, как они, десятки миллионов. В Симиенских горах мы видели детей, которые выглядели намного несчастнее, чем эти: в рваной заплатанной одежде, худые и голодные. Невозможно всех спасти от нищеты. И человек должен иметь самоуважение. Если у него чего-то нет, смириться с этим, а не превращаться в занудного попрошайку. Вот у Эноу это самоуважение есть. Он ничего у нас не просил. А когда всё-же осмелился попросить куртку, предварительно спросил: «Можно задать вопрос?» И когда ему ответили, что, к сожалению, куртку мы дать не можем, сказал, что нет проблем. И больше к этой теме не возвращался. В отличие от него, эти двое братьев, особенно Матио, обнаглели вконец. Стали просить деньги, чтобы оплатить жильё, которое они снимают, так как родители их живут в деревне, где нет школы. Слово «нет» не понимали. Возвращались к одной и той же теме, как говорится, брали измором. И клянчали подачки без перерыва. А вокруг была красивейшая природа. Стояла прекрасная погода. Но всем этим я не могла наслаждаться, так как эти двое не давали мне ни минуты покоя. Короче, поход на гору был немного испорчен. Но не беда — мы глубже узнали местную ментальность.
В монастырь я не пошла. Пожалела заплатить за вход 150 бырр. На мой взгляд — слишком много за вход в очередную церковь. К тому же, я насмотрелась их уже достаточно. Фаня, конечно же заплатила и пошла осматривать монастырь, а я осталась ждать её в тенёчке под деревьями в окружении красивейших пейзажей.
Вернувшись, Фаня рассказала о том, что видела в монастыре. Служитель показал ей святые реликвии: старинную библию и священные кресты:
И мы пошли назад. Приставалы немного поутихли, и обратный путь прошёл спокойнее. Но Томас и Матио всё ещё не оставляли надежды почистить нам обувь за 100 бырр. Фаня пошла на уступку и почистила ботинки за 50 бырр. Я наотрез отказалась, и эти двое обиделись. Сказали, что Фаня — хорошая ( в чём я целиком с ними согласна 🙂 ), а я — «так себе».
После похода в горы мы пошли писать дневники и отдыхать, а в 17:00, как и обещали, отправились в гости к семье Эноу. На этот раз — с подарками. Я отдала почти все вещи, которые привезла в Эфиопию для раздачи. Нам дали в подарок крестики и открытки. Опять попили кофе. Все были счастливы! А три курочки покушали и улеглись спать на скамейку, прямо там, где мы сидели. Вот такие впечатления.
Затем был ужин в нашем приятном ресторане. Рис с туной и овощами был вкусным. И пиво в тему. После ужина, по традиции — писательское творчество в кроватях при фонариках.
Так прошёл ещё один день в Лалибеле.
День 10-й. Церковь Сент-Джордж. Рынок в Лалибеле. Эфиопские косички на наших головах.
Этот день мы провели, гуляя по городу и никуда не торопясь, что называется — бэ кейф.
Встали в 7:00. В Эфиопии мы стали много спать. Кроме трека — там мы вставали ни свет, ни заря. А в гостинице, в Лалибеле, ложились рано, поскольку идти вечером некуда, да и уставали порядком, к 10-ти часам уже хотелось спать.
Сегодня завтрак длился очень долго. Полюбившийся нам овощной омлет готовили полчаса. Чай не заказывали, поскольку в ресторане нет сахара. Вкусно поемши, отправились в город. Увидели парикмахерскую, где плетут традиционные африканские косички. Мне давно уже хотелось сделать себе эти штуки на голове. А сделать их в Эфиопии, там, где они, можно сказать, родились — это особенно оригинально. Мы приценились и решили прийти позже. А пока пошли искать почту, поскольку хотелось отправить домой открыточку с видами Эфиопии, как в давние времена. Открытки мы купили и почту тоже вскоре нашли. Разумеется, она выглядела снаружи, как сарай, и, разумеется, была закрыта.
Забегая вперед, скажу, что открытки мы всё-таки отправили на почте в городе Назарет, и они успели дойти в Израиль раньше, чем мы вернулись домой.
Завершив поиски почты, мы пошли осматривать самую знаменитую церковь Лалибелы — Сент-Джордж. Выглядит она очень необычно. В скале высечен симметричный крест высотой 18 метров, а внутри креста — церковь. Крыша церкви расположена на уровне поверхности земли, сама-же церковь стоит в глубокой яме, и спускаться к ней надо по узкому проходу, прорубленному в скале. Церковь Сент-Джордж считается восьмым чудом света, настолько она уникальна.
Фотографировать церковь Сент-Джордж непросто, поскольку она окружена со всех сторон высокими природными стенами из камня. Фотографии, помещённые выше, взяты из интернета. А вот несколько наших снимков:
Во время спуска к Сент-Джордж мы видели издалека поток людей, идущих на рынок. Сегодня суббота, рыночный день. Многие из этих людей, видимо, шли из окрестных деревень и преодолели пешком не один десяток километров. Да не налегке, а с тяжёлой ношей на голове или на плечах. От Сент-Джорджа было отлично видно огромное скопление людей на горе. Рынок шумел, колыхался и жил своей жизнью. И мы пошли посмотреть на эту аттракцию — рынок в Лалибеле. Колоритно! Продают всё, что нужно для их незатейливой простой жизни. Коров, коз, пшено, приправы, канистры для воды, пустые пластиковые бутылки, кухонную утварь, текстиль…Мы тоже сделали покупки — банданы. Одна из них, с символикой Эфиопии и веточкой марихуаны, была куплена мною в качестве подарка-сувенира.
Фотозарисовки рынка и городских улиц :
Так выглядит дом, где живёт семья нашего друга Энеу. Довольно типичное жильё для Эфиопии, без электричества и без удобств.
После прогулки по рынку мы отправились делать косички. Созрели! Две молодые девушки-парикмахерши подрёмывали в своём заведении. Мы помешали их отдыху, им пришлось подняться и начать работать. Я решила сделать косички, удлинённые искуственными волосами. Фаня остановила свой выбор на косичках без наращивания с разноцветными резиночками на концах. Работа закипела. Заняло полтора часа, чтобы «прокрутить» всю мою голову. Мне сделали косички не прижатыми к голове в виде рядов, а отдельными косами, так, что на черепе получились ровненькие ромбики. Похоже на леопарда 🙂
Девушка, которая плела мне косички, настоящий мастер своего дела. Сделала всё аккуратно, ромбики получились ровные, один к одному. Держались эти косички у меня на голове целый месяц, и, вернувшись в Израиль, я ходила с ними на работу, чем немало удивляла своих коллег.
К концу работы в парикмахерскую набился любопытный народец, даже вчерашний Матио заглянул. Не каждый день увидишь такое: две туристки решили заплести африканские косички. Со свежезаплетёнными косичками мы пошли по улице в гостиницу, и многие обращали на нас внимание и удостаивали комплиментами. В гостинице, на травке рядом с комнатой мы устроили фотосессию, посвящённую нашему новому внешнему виду.
Затем немного передохнули, выпили кофе и — снова в путь. Поскольку идти особо было некуда, посетили ещё раз главную туристическую достопримечательность города — церкви из красного камня. Посмотрели на церкви сверху, пройдя по тропинке по скале вокруг них. Осмотрели небольшой музей. После этого поднялись на невысокую гору Тавор в центре города, уже знакомую нам, и погуляли там. За нами было увязались 4 местные девчонки, но, откуда ни возьмись, появился полицейский, и они сразу убежали. А мы смогли насладиться тишиной, понаблюдать за птичками и полюбоваться закатом.
Поужинали, как обычно, в нашем знакомом ресторане, который был совсем неплох.
Вечером планировали посмотреть праздничную эфиопскую христианскую молитву, но передумали. Не захотели в темноте идти в церковь. Путь туда неблизкий, и что мы там увидим? Толпу людей в белых одеждах? На это уже не было никаких сил. Поэтому мы просто-напросто залегли в кроватки и уснули, как младенцы, в 9 часов вечера.
Завтра рано утром мы покидаем этот волшебный город. Прощай Лалибела, здравствуй Адис!
*** Продолжение здесь :
Нет, это же надо додуматься, чтобы церковь не строить вверх, а высекать, углубляясь в монолитную скалу!
Храм в Петре тоже высечен, но хотя бы сбоку. И это понятно. А вот как может в голову прийти идея сооружения здешних храмов — убей меня бог — не пойму.
Наверное в этом и заключается неповторимость этого места — в такой идее. И до сих пор не могут понять, куда делся вырытый при строительстве материал