Нахаль Цеелим после шитфонот — 4. Красота, не поддающаяся описанию.

Живя в Израиле, я из всех месяцев больше всего полюбила декабрь. В декабре наступает самая приятная погода, а впереди ещё вся зима, и тебя ждёт длинный период походов по ущельям и горам в наших израильских пустынях. А если надоест бродить по пустыням (в чём я очень сомневаюсь), можно поехать и на север, где зимой всё зеленеет и текут ручьи.
Но с наступлением декабря я всегда испытываю лёгкую грусть, ведь дней до конца года остаётся так мало, ещё немного, и они закончатся, а с ними  закончится и очередной год жизни. Для меня каждый день в декабре для приобретает особую ценность, и от этого кажется, что время ненадолго замедляет ход. Но придёт январь, и, я уже это знаю, будет ощущение, что время летит стрелой, и его невозможно удержать. Дни, недели… не замечаешь, как проносятся, наверное, потому и не замечаешь, что впереди  ещё целый год, и грустить не о чём.
А в декабре хочется задержать течение времени, не дать ему перешагнуть в год новый. Но увы, это невозможно.
Так хотя бы успеть  сделать в уходящем году ещё что-то запоминающееся в дополнение к тому, что уже сделано! А что может быть более запоминающимся, чем поход?! А если, к тому же, поход пройдёт по новым и очень красивым местам и будет немного приключенческим — о чём ещё можно мечтать?!
И такой поход состоялся. В пятницу 30-го декабря, в предпоследний день 2016-го года и день рождения моего сына, кстати (и это ещё одна причина любить месяц декабрь), мы ходили на нахаль Цеелим, и на этот раз  побывали в менее известной  его части, называемой на картах «нахаль Цеелим верхний».
Итак, нахаль Цеелим, один из красивейших ручьёв Иудейской пустыни, условно делится на «верхний» и «нижний».
«Нижний нахаль Цеелим», красивый и интересный  маршрут, начинающийся от Биркат Цфира и продолжающийся почти до Мёртвого Моря, очень популярен среди туристов-пешеходников, но лично для меня этот маршрут слишком банален, в смысле — хожен не один и не два раза, в различных вариациях, в одиночку и с друзьями, с приключениями и без. Хотя, справедливости ради, надо отметить, что и этот «банальный маршрут» никогда не бывает одинаковым и способен каждый раз заново поражать красотой, грандиозностью и богатством природных явлений.
Я же давно мечтала попасть в верхнюю часть нахаля Цеелим, ту, что начинается на 5-6 километров выше по течению от Биркат Цфира. Здесь есть размеченная тропа, но народу по ней ходит мало, и теперь я знаю — почему. Но об этом — позже.
Маршрут был спланирован круговой, с начальной и конечной точками в Кфар Нокдим, где можно было в полной безопасности оставить машину.
Маршрут получался совсем недлинным, примерно 12 километров, и как раз подходил для моей сестры Юлии, которая очень хотела пойти в этот поход, но немного сомневалась в своих силах, поскольку вот уже полтора года в походы не выбиралась.
Особенность ручья Цеелим состоит в том, что по причине  большой площади его водосборного бассейна, в нём несколько раз за зиму бывают наводнения. И тогда ниспадает мощным потоком большой 40-метровый водопад, большую часть времени сухой, наполняются водой гевим (промоины в твёрдой известняковой породе в русле), и нахаль Цеелим преображается до неузнаваемости. Если прийти сюда в правильное время, вскоре после наводнения, может посчастливится увидеть эту неописуемую красоту.
На это я и надеялась, планируя поход, ведь в начале недели пролились дожди, и по радио объявляли, что были наводнения в Иудейской пустыне. Я рассчитывала, что наводнения не обошли стороной и нахаль Цеелим, и, если мы туда пойдём, нас будут ждать приятные сюрпризы. И не ошиблась!
Состав людей, идущих в этот поход, менялся несколько раз. Сначала собирались идти втроём — Саша, сестра Юлия и я. Предполагаемое участие Юли  даже косвенно повлияло на выбор маршрута, однако  она вдруг изменила свои намерения и в один из дней объявила, что вместо похода едет на ночную экскурсию на могилы Цадиким (могилы Праведников). Но экскурсию отменили, и Юля вернулась в наши ряды. Однако накануне похода совершенно неожиданно выбыл из наших рядов Саша. Так уж сложились обстоятельства, а с Сашей всё в порядке.
И мы пошли в поход вдвоём с сестрой Юлией.
Выехали раненько, в 7:45  припарковали машину возле Кфар Нокдим и стали свидетелями занимательного зрелища. Точно в это время на стоянку заходила длинная колонна верблюдов. Неторопливо переставляя ноги, они гордо несли своих всадников, но вскоре останавливались, опускались и избавлялись от них. А всадники,  радостные от впечатлений и от того, что спустились на землю, бежали в поджидавший их автобус. Возможно, это была прогулка под названием «Рассвет в пустыне верхом на верблюде». Точно не знаю .

Верблюды отдыхают после ночной смены.

Верблюды остались поджидать следующую партию туристов, ну а мы тронулись в путь.
Начинать поход всегда радостно. Длинная поездка на машине позади, и ты пружинящей походкой шагаешь по пустыне, вдыхая свежий утренний воздух, а впереди целый день отдыха без суеты и хлопот. Маршрут был понятен (его подробное описание я приведу в конце записи), и мы шли не напрягаясь, просто любовались пустынным пейзажем, пока ещё скромным. Красоты нас ждали впереди.

Наш маршрут на карте ( обозначен фиолетовыми кружками).

Пройдя немного по красной джиповке, мы увидели первую достопримечательность — древний набатейский колодец «Бор Асин». Воды в нём не было.

Бор Асин.

Уже отсюда была видна гора Цфира, следующая интересная точка нашего похода. Выглядела она как правильная пирамида треугольной формы, выделяющаяся среди пейзажа. К ней и направились. Вблизи гора оказалась невысоким холмиком, и мы, конечно же, на неё взабрались, и, разумеется, вид с вершины горы открывался захватывающий. Об этом даже говорить излишне .

Гора Цфира.

Юля восходит на гору Цфира.

Далее наш путь лежал по безымянному неглубокому вади, ничем особо не примечательному, но всё равно — приятному. Здесь стали попадаться маленькие гевим с водой. О, это хороший признак, — подумалось мне.

Безымянное вади привело нас к нахалю Цеелим верхнему, цели нашего похода. Место слияния этих двух нахалим, на которое можно полюбоваться с высокого берега, выглядит потрясающе красиво, многообещающе и чем-то напоминает корабль. А главное — даже одного беглого взгляда было достаточно, чтобы понять, что в русле нахаля Цеелим полным-полно гевим, заполненых водой. От радости так и хотелось закричать: «Ура!!!». Но я не нарушила гармонию природы человеческим криком и пережила свой восторг молча.

Место впадения безымянного вади в нахаль Цеелим.

Мы спустились в вади Цеелим и далее по маршруту должны были повернуть направо. Но у меня в походах иногда бывает так, что в определённые моменты, охваченная сильным азартом, я должна обязательно уйти в сторону от маршрута и проверить, не укрылось ли от моих глаз что-нибудь красивое и интересное поблизости.
Так случилось и на этот раз. Я повернула не направо, а налево, и пошла вверх по нахалю, посмотреть, есть ли там гевим с водой. Всё говорило в пользу того, что они там есть, а значит я обязана была их увидеть. Ведь только одна мысль о том, что пропущено и не увидено что-то выдающееся и необычное, вызывала бы у меня расстройство. И хотя в продолжении маршрута нас наверняка  ждали немыслимо красивые гевим, я хотела взять от жизни всё и поэтому, оставив Юлю отдыхать на «перекрёстке», ненадолго отклонилась от маршрута.
Русло этой части нахаля состоит из твёрдых известняковых пород, задерживающих воду после ливней, поэтому гевим, заполненных водой, здесь было очень и очень много. И каждый был неповторим. Я шла и не могла остановиться, испытывая сильный подъём, радость и возбуждение, словно поймала удачу за хвост. Я и  в походы-то хожу именно ради таких эмоций. Испытать их в каждодневной жизни мне трудно (мало что «заводит»), а вот в походах — легко.
Прошла примерно с километр, может чуть больше, и убедившись, что гевим закончились, повернула назад. Возможно, чуть дальше они начинались снова, но я этого уже не узнала.

Один из гевов в той части нахаля, где я отклонилась от маршрута.

Здесь, как я подумала, закончились известняковые породы в русле, а значит - закончились гевим.

Здесь, как я подумала (но это совсем не факт), закончились известняковые породы в русле, а значит — закончились гевим, и можно идти обратно.

То, что я увидела, принесло мне чувство удовлетворения, и, очень довольная, минут через двадцать, я вернулась на перекрёсток к Юле.
Мы продолжили  поход, и пошли вниз по вади Цеелим. И вот здесь уже была красота, не поддающаяся описанию. Гевим следовали один за другим, они были в узких глубоких каньончиках или прямо в русле. Кое-где даже текли небольшие ручейки, отголоски наводнения, прошедшего здесь несколько дней назад.  И во всех гевим было полным-полно воды! Вода была коричневого цвета, не успев ещё отстояться от недавнего шитафона, но в отдельных гевим она уже отстоялась и была прозрачная, в ней отражалось голубое небо и кремово-бежевые скалы, и тогда  мы имели счастье видеть гев необычного оливково-бежевого цвета. Зрелище  гевим различных форм и очертаний, заполненных водой, было просто потрясающим, и хотелось всё время восклицать: «Вау!!!» или: «תודה אלוהים!», что в переводе с иврита означает: «Спасибо тебе, Всевышний, что создал такую красоту!»
Я подумала, что если бы пара-тройка таких гевим была  бы в каком-нибудь пустынном ручье, обычно сухом, он бы сразу стал красавцем. А тут этих гевим было, наверное, штук сто! И один краше другого (извиняюсь за банальность).

Небольшая группа молодых ребят , единственные встреченные за весь день на маршруте люди.

Небольшая группа молодых ребят, единственные встреченные за весь день на маршруте люди.

Мы с Юлей шли дальше и дальше по вади, благодарно принимая от природы в подарок всю эту красоту, окружаюшую нас и вызывающую безграничное восхищение. Маршрут не назовёшь сложным, однако простым он тоже не был, здесь никто не приготовил нам ровной тропы.
Русло основного каньона вади Цеелим, состоящее из твёрдого известняка, прорезано маленькими узкими каньончиками, образовавшимися в течение миллионов лет под действием силы воды. На иврите такие каньончики внутри основного каньона называются «накик». Эти накиким, заполненные водой и сопровождавшие нас на протяжении всего маршрута, приходилось обходить по узким карнизам. Плюс к этому нужно было постоянно немного спускаться и  немного подниматься по невысоким скалам. Поэтому-то  участок  «нахаль Цеелим верхний» мало посещается туристами, ведь здесь нужно напрягаться, лазить и проходить опасные места, где ты пробираешься по узкому карнизу, а внизу обрыв, невысокий, метра 3-4, но вполне достаточный, чтобы, хас вэ халила, покалечиться.  На самом деле пройти всё эти  «препятствия» совсем несложно, нужно только помнить об опасности и соблюдать осторожность. А такой характер маршрута делает его притягивающим, интересным и немного прилюченческим.

Один из опасных участков.

Ещё один участок, где надо соблюдать осторожность.

В моменты прохождения опасных карнизов я очень волновалась за Юлю (ведь это я  пригласила её в поход, значит вся ответственность лежит на мне), на что Юля резонно отвечала: «Ты же сказала, что выбрала маршрут похода специально для меня!» Да — права, да — выбрала, но неожиданно маршрут оказался не такой уж простой. «Хотела, как лучше, а получилось просто великолепно» , поскольку  поход в итоге  был потрясающий, и Юля с честью его прошла.
Во время обхода по карнизу очередного гева Юлина палка случайно улетела вниз прямо в воду. Палка была нам нужна, но как же её достать? Заходить в воду и плыть за ней не хотелось, вода ледяная, гев в тени, солнечного места рядом нет. Юля придумала связать две палки. Получилась длинная «удочка», но, увы, до палки в воде она не доставала. Тогда мы стали бросать  камни в гев, в надежде, что от колыхания воды палка прибьётся к нашему берегу. Но она как раз таки поплыла к берегу напротив. Ну ладно, будем действовать по-другому. Мы увидели, что на противоположной стороне есть спуск к воде, крутой и с потенциалом свалиться в воду. Но решили попробовать. Энергичное бросание камней привело к желаемому результату: палка приплыла к противоположному берегу. Я осторожно спустилась к воде и после нескольких попыток с помощью изобретённой Юлей «удочки» достала палку. Маленькое приключеньице закончилось хорошо.

Палка упала.

Палка спасена.

На нахале Цеелим верхнем есть одно проблемное место, о котором я  узнала от подруги и заядлой путешественницы Фани. Увидя в Фейсбуке, что Шарон, моя хорошая знакомая и тоже не менее заядлая путешественница и любительница пустынь, побывала здесь две недели назад, я, конечно же, позвонила ей и выяснила, что из себя представляет это проблемное место.
И вот мы к нему пришли. Нам предстояло спуститься с высокого берега в вади. В начале спуска есть скальная ступенька, с которой необходимо попасть на небольшую площадку. Проблема заключается в том, что ступенька эта немного выше, чем нужно для безопасного сползания на попе. Ноги до площадки не достают сантиметров 30-40. А за маленькой площадкой — обрыв. Тропа хоть и размеченная, но условия для безопасного спуска не созданы, скобок  нет. Вот такая ситуация… Эх, был бы тут Саша, проблем бы не было, он бы спустился и помог нам. Но Саши с нами нет, поэтому нужно обходиться своими, девчоночьими силами. Я, как более опытная, пошла первой. Мне показалось, что съезжать на попе опасно, поскольку держаться не за что. Поэтому я повернулась лицом к скале, как-то изловчилась и достала ногой до маленькой ступеньки, которая была чуть  выше площадки, а затем спустилась на саму площадку. Признаюсь, в этот момент серцебиение у меня участилось. Ну а дальше всё было просто. Я подстраховала снизу Юлю, она безопасно сползла  на площадку, далее мы легко спустились по ступеньчатой скале и оказались внизу, в вади.

Проблемный спуск.

Проблемный спуск. Вид сверху. Скала в центре — та, по которой нужно спускаться.

Очень радостные, что с честью преодолели проблемное место, думы о котором меня лично напрягали, пока мы к нему шли, решили мы отметить это дело купанием в геве. А заодно и освежиться, и взбодриться, и разрядить только что пережитое напряжение. На пути как раз нашёлся подходящий гев — с удобным заходом в воду и на солнышке. Я ринулась купаться первой. Вода была ледяная!!! Б-р-р-р! Юлёк сначала купаться не хотела, но, увидев, как я кайфую и танцую в воде, несмотря на холод, последовала моему примеру и зашла в воду. Пикантная деталь: купались мы, конечно же, в чём мама родила. Благо, для этого этого были все условия, вряд ли люди могли сюда прийти. Но даже если бы пришли, не страшно, дело житейское.

Купание в ледяной воде.

Купание в геве.

Освежившись в ледяной водице, мы двинулись дальше.
Характер вади изменился. Закончились маленькие каньончики-накиким, и стало меньше гевим. Но гевим попадались, и опять, были они очень красивыми (просто устала уже это повторять!).

На берегу одного, очень живописного гева, мы устроили привал и перекус.

Здесь мы отдыхали.

Здесь мы сделали привал.

Пока отдыхали, наблюдали интересную картину, как группа туристов с совсем малыми детьми, лет 4-5-ти, а то и меньше, пробирались по опасному карнизу, что напротив. Детей в начале никто не подстраховывал. Ох и опасно это смотрелось! Потом взрослые наконец поняли свою оплошность и стали присматривать за своими чадами.

Ещё один участок, где надо соблюдать осторожность.

Юля пробирается по карнизу, где дети шли без присмотра.

На этом этапе мы уже были близки к Биркат Цфира, а значит и к завершению участка «нахаль Цеелим верхний».
Пройдя ещё немного, мы вышли на перекрёсток и нашли то место, где три года назад переходили с помощью Саши через бурный поток (подробности того похода описаны  здесь: https://mapalparsa.wordpress.com/2013/12/27/%D0%BD%D0%B0%D1%85%D0%B0%D0%BB%D1%8C-%D1%86%D0%B5%D0%B5%D0%BB%D0%B8%D0%BC-%D0%BF%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%B5%D1%80%D1%8F%D0%B5%D1%82-%D0%BD%D0%B0%D1%81-%D0%BD%D0%B0-%D0%BF%D1%80%D0%BE%D1%87%D0%BD%D0%BE/

Памятное место.

Я бы хотела сбегать к Биркат Цфира, проверить, как её состояние и не завалило ли её окончательно камнями, принесенными наводнениями, но Юля возражала, и мне пришлось согласиться. Да оно и правильно, пора домой, а бреху я уже видела, если быть точной, четыре раза.
Мы повернули направо и пошли среди холмов по лёгкой и не один раз хоженной (мною) дороге по направлению к Кфар Нокдим.
Пришли на стоянку в 3 часа. Времени было достаточно, и мы прогулялись по Кфар Нокдим.
К слову, если кто ещё не знает, Кфар Нокдим — это центр отдыха, выполненный в стиле бедуинской стоянки, расположенный между Арадом и древней Массадой. Прогулки на верблюдах, приём в бедуинской палатке, благоустроенный ночлег и неповторимая атмосфера пустыни — всё это ждёт тех, кто решит приехать сюда на отдых.
Мы заглянули в буфет, выпили кофе перед дорогой и с чувством, что поход удался на все 100%, а то и больше, поехали домой.

В походе Юля всё удивлялась, зачем я так много фотографирую? Но посмотрев фотографии, сказала, что теперь поняла — зачем. Каждый гев красив, неповторим, и каждый хочется оставить на память.
Полностью все фотографии находятся здесь: https://www.facebook.com/elena.trilesky/media_set?set=a.1215173431865810.1073741894.100001194956196&type=3&pnref=story

А теперь обещанное описание маршрута.

Наш маршрут на карте ( обозначен фиолетовыми кружками).

Едем до Кфар Нокдим, где в полной безопасности оставляем машину. Идём по чёрной джиповке и через 300-400 метров поворачиваем налево на джиповку красную. Идём по ней до набатейского колодца Бор Асин. Вскоре красная джиповка превращается в тропу, размеченную красным и уходит вправо, в вади (не пропустить, неразмеченная джиповка идет влево к бедуинам, а нам туда не надо). Идём по красной тропе до горы Цфира. Вскоре встречаем перекрёсток и переходим на тропу, размеченную синим. Идем по ней до перекрёстка с зелёной тропой. Это и есть нахаль Цеелим верхний. Поворачиваем по зелёной направо и долго идём по ней по вади, любуясь неописуемой красотой. Дойдя до пересечения с чёрной джиповкой, поворачиваем направо и идём до пересечения джиповки и зелёной тропы. Поворачиваем налево на зелёную тропу — это сокращает путь. Вскоре зелёная тропа вливается обратно в чёрную джиповку, и по ней можно дойти до конца маршрута — Кфар Нокдим. Для разнообразия, по пути, на перекрёстке троп, можно свернуть с чёрной джиповки налево (или с таким же успехом — направо) на зелёную тропу и дойти до стоянки по ней. Тогда маршрут немного удлинится, но будет интереснее. Весь поход у нас занял примерно 7 часов. Протяжённость его 12-13 километров.
Всем, кто захочет пройти этот маршрут — удачи и полных гевим!

Нахаль Цеелим после шитфонот — 4. Красота, не поддающаяся описанию.: 5 комментариев

1. Да, Оля, это был один из моих самых красивых походов. Интересно, почему всё-таки наличие воды вызывает такой восторг, ведь не будь воды, было бы красиво, но не потрясающе. А всего-то добавлена жидкая мутная субстанция. 🙂 И такая красота.
      Тоже самое и с вашим морем — всегда вызывает радость.
      Плодотворного уикэнда!

1. Да, насчет воды это точно подмечено! Величественный пейзаж оживает и нечинает весь сверкать. А еще.. я тоже готова искупаться в каждой луже, прямо так и тянет 🙂