«По равнинам Негева бродит верблюд». Поход с хуг Эльад. (חוג אלעד)

Сезон походов давно наступил, а я что-то засиделась, и ни в один серьёзный поход пока не вышла. Хотя, стоит учесть, что только 9-го ноября я вернулась из 3-х недельного трека в Непале, и после такой встряски нужно было время, чтобы прийти в себя.
Но кое-что всё же было сделано — 25-го ноября прогулялись с Сашей недалеко от Лахиша. Прогулочка километров на 20. Район приятный, мало посещаемый и безлюдный. Нужно  будет вернуться туда в феврале, во время цветения каланиёт и турмосов. И виноград, какой там был виноград! «Израильская Тоскана» — так называют район Лахиша.

Но речь здесь пойдёт о другом походе.
Есть такая организация — хуг  Эльад (кружок Эльада). Создана она в память о погибшем в Непале сыне известного израильского мадриха (гида)  Шуки Равака. Цель этого кружка — водить людей в походы по Израилю. Делают они также треки  и за границей.
Походы у них всегда двух дневные (пятница-суббота) и, как правило, довольно экстремальные — длинные, с неслабой нагрузкой и обычно по местам, где нет промеченных троп. Это-то меня и привлекает. По размеченной тропе я и сама могу пройти.
Вот в такой поход я и отправилась с хугом  Эльад 15-16 декабря 2017 года. Поход проходил под кодовым названием: «По равнинам  Негева бродит верблюд». Но это для отвода глаз название. Так же как и нитка маршрута, обнародованная в интернете. На  деле всё обстоит гораздо интереснее. А верблюда мы видели только такого, как на фото, поскольку по равнинам не гуляли, а всё больше по горам. 

Маршрут проходил в северо-западном Негеве. Начало его было в районе туристической деревни Азуз (недалеко от Ницаны), окончание — в районе Борот Лоц.  В этих местах  походов  в Негевские глубинки я ещё не совершала, и этот факт меня привлёк.
Выехали в четверг вечером. Автобус всех собирает, начиная от Хайфы, и везёт к месту начала путешествия. Я садилась в автобус в Бейт Кама. Приехала туда на машине, и стоянку не сразу, но нашла. Оставлять машину на 2 ночи там безопасно (теперь есть опыт). Автобус опоздал на 1 час. Джулия, моя знакомая по прошлому разу, извещала меня о его местонахождении. Ожидание в Бейт Кама  комфортное, там есть кафе Арома.
Из Бейт Камы отъехали примерно в 21:40. Прибыли на место ночёвки в 22:30. Это был не ханьон лайла, а просто дикий уголок пустыни между Ницаной и Азузом, а рядом проходило заброшенное шоссе. Только залегли в палатки — пожаловал патруль. Граница с Египтом ведь совсем близко.

День первый.

Под звёздами спалось мне неплохо. Ночь была тёплая. Утром проснулась около 5-ти, и первым делом  выпила горячего шиповникового чаю из термоса. Как здорово, что я догадалась привезти термос! Я была не совсем здорова (кашель, насморк), и горячий напиток меня взбодрил, не то слово!
Вскоре добровольцы вскипятили огромную кастрюлю воды (всем сорока с лишним человекам хватило), и каждый приготовил себе кофе (кофе — общественный). Была и выпечка, которую приносят участники по желанию. В следующий раз надо не забыть и обязательно принести!
В 6:30 вышли в путь. Рано, поскольку предстоял длинный день, но я ещё не знала, насколько он будет длинным!
Это была моя вторая вылазка с хуг Эльад. Я уже знала, что все участники (а их обычно 40 — 50 человек) спонтанно, по желанию делятся на 2 группы: этгар (אתגר), что означает «вызов, сложная задача», и тохен (תוכן), что означает «содержание». Этгар идут быстро и делают более длинный маршрут. Тохен идут медленнее, не торопясь, делают больше остановок и слушают объяснения гида (на иврите гид — мадрих). Всегда есть 2 мадриха. Тот, кто ведёт этгар в первый день, во второй день ведёт тохен, чтобы все люди смогли пройти по маршруту под руководством каждого из мадрихов. И это правильно.
В прошлый раз я была в тохен, и мне показалось, что это слишком легко для меня. Слишком много остановок и недлинный маршрут.
Мне хотелось чего-нить «покруче», и в этот раз, после долгих колебаний, я решила попробовать пойти с этгар, типа бросить «вызов» и взять на себя «трудную задачу»  🙂
Итак в 6:30 мы вышли в путь.

Вышли в путь и сразу взяли  неслабый темп.

Просто красивая акация. Дерево пустыни.

Восходящее солнце пустыни.

 Сначала этгар и тохен шли параллельно, и мы все вместе посетили несколько точек, где на камнях отлично сохранились наскальные рисунки — циюрей села.Мадрих Лиор энергично, с воодушевлением рассказывал об этих рисунках. Чаще всего на них изображали горного козла — яэль, своеобразного символа пустыни. Но и других животных (верблюдов, шакалов) иногда также рисовали. Лиора было очень интересно слушать. Это человек очень увлечённый, любящий пустыню, природу и заражающий этой своей любовью тех, кто его слушает.

Все внимательно слушают объяснения Лиора.

Скальные рисунки. Сделаны тысячи лет назад.

Выдающийся рисунок горного козла с огромными рогами.

Скальный рисунок шакал, обитателя пустыни.

Затем мы прошли до постоялого двора Бееротайм (בארותיים) и осмотрели интересные места в округе: огромный бассейн-водосборник, турецкий ж/д мост, эвкалиптовую рощу.

Набатейская постройка — сборник воды.

Железнодорожный мост времён турецкого мандата. Поезда сюда так и не пришли.

Эвкалиптовая роща. Стоянка Бееротайм.

Упавший эвкалипт. До сих пор живой.

В эвкалиптовой роще мы позавтракали. Я познакомилась с приятными женщинами  Тики и Вики, постоянными участницами хуга Эльад. Тики угостила всех супер вкусными пирожными, разумеется супер здоровыми и без сахара.
После завтрака группа разделилась. Этгар повёл мадрих Лиор, а тохен два молодых приходящих (не постоянных) мадриха из полевой школы Сде Бокер — Ори и Рэи. Я пошла с этгаром. Хотя, уже было передумала и хотела не напрягаться и пойти с тохеном, поскольку неважно себя чувствовала. Но по ошибке увязалась за этгаром и уже продолжила идти с ними.
Что вам сказать? Это было круто. Они шли очень, очень быстро. Я еле поспевала за ними и думала только о том, как бы не отстать и не потерять их из вида. Какое уж тут любование красотами пустыни! Это был бег, высунув язык. Для меня. Другие же шли легко и свободно, так по крайней мере казалось.
Я быстро поняла, что такой темп мне, ну никак, не подходит. Я пришла в поход получать удовольствие, а не страдать.
К счастью, тохен шёл за нами, тем же маршрутом, только помедленнее, и возле древнего колодца маагорет Бееротайм я с радостью покинула этгар и перешла в тохен.

Продолжаем путь. Теперь я иду с тохеном.

Но даже и в тохен мне пришлось нелегко. Я всегда шла в хвосте. Наверное потому, что самочувствие было не самое лучшее.
На моё счастье в группе тохен шёл Шука Равак. Да-да, он самый, основатель хуга Эльад. Он пришёл в своё детище не в качестве мадриха, а как участник похода. Шуке уже 86 лет. Соответственно, шёл он довольно медленно, но шел! И прошёл весь этот длинный маршрут. Это достойно восхищения. В общем я шла не последней. За мной всегда шёл Шука, и иногда — Ронит, приятная женщина преклонных лет, постоянная участница походов уже много лет, с которой я тоже познакомилась.
Маршрут пролегал через несколько древних колодцев-водосборников  (маагорет на иврите).
Среди них был и известный колодец Беер Сабха, который я давно хотела увидеть. Уникальность Беера Сабха в том, что это единственный колодец в этих краях, где всегда, всегда есть вода. В этот раз воды было меньше обычного — она доходила лишь до бёдер, но некоторые люди спускались в колодец по лестнице и совершали омовение.

Спуск к колодцу Беер Сабха.

Колодец Беер Сабха.

Здесь, возле Беер Сабха мы познакомились и поговорили с Шукой. А всё благодаря моей майке с надписью «Непал». Для этого я её и надела, рассчитывая разговориться с кем-нибуль, кто бывал в Непале. Сработало!
После Беер Сабха был очень длинный переход по руслам, холмам, пригоркам. Часть пути была по джиповке. Я как обычно шла в хвосте, но не одна, а с Ронит. А за нами на приличном расстоянии медленно, но верно шёл несгибаемый Шука.  Наконец группа остановилась  под большим деревом эшель (тамариск). Оно даже обозначено на карте. Здесь наши хамудистые молодые мадрихим объяснили и показали на карте, какой путь нас ждёт дальше. А ждали нас не менее 10 км ходьбы по пересечённой местности без троп и подъём на гору Ар Хамран. Это, как минимум, 3 часа пути. А время уже было в районе трёх пополудни. «Попадём в темноту, нужно приготовить фонарик,» — подумала я.

После перекуса и короткого отдыха под эшелем мы двинулись дальше. Посетили магорет Кедем и по руслам ручьёв, через пригорки, по еле заметным тропкам взяли курс на гору Хамран. Шука нас покинул и пошёл к ночной стоянке в обход горы по джиповке.

Колодец Кедем. Крыша обвалилась.

Пробираемся к горе Хамран.

Мы с Ронит  теперь шли замыкающими с внушительным разрывом от остальных. Ещё две женщины, Тики и Ора, тоже приотстали от общей массы, поскольку приустали. Всё же мадрих Ори нас подождал, и Ронит попросила его, чтобы он не убегал, а шёл с нами рядом, поскольку солнце село, смеркается, а дорогу мы не знаем и впереди идущих уже с трудом различаем.

По пути на гору Хамран.

Закат. Вид с горы Хамран.

Ори сопровождал нас до самого места ночёвки. И правильно! Подъём на гору Хамран  был не сложным, чего нельзя сказать о спуске. Спуск был очень крутой, по камням, и проходили мы его в сумерках, но, к счастью, успели закончить до наступления темноты.
Дальше шли по равнине и пришли на ночную стоянку в 17:40, в полной темноте. Поход сегодня продолжался  более 11-ти часов. Неслабо!
Люди из этгара и часть тохена уже давно пришли на стоянку и полностью там освоились. Уже были расставлены палатки и в огромной кастрюле уже вовсю варился традиционный пятничный суп.
Я была ужасно уставшая, села и не могла сдвинуться с места (ну прямо, как в первый день на GR 20). Позже выяснилось, что прошли мы в этот день примерно 30 километров.
Мне понадобилось полчаса, чтобы немного прийти в себя и начать заниматься палаткой. Только поставила палатку, как всех позвали на ужин. Суп поспел!
Поела овощного супчика со шкидей марак. Довольно вкусно. Кроме супа ничего не было, но я насытилась. Кое-кто принёс угощение — орешки, попкорн, это пускалось по кругу и расхватывалось «на ура».
Я немного постояла у костра, послушала, что там говорят и отвалила в палатку, спать. Все ещё сидели вокруг костра на своих походных стульчиках, но у меня стульчика не было, я же — новичок. Поэтому решила, что лучше будет, если я лягу в палатке на коврик.

День 2.

Ночь была холодной, в отличие от предыдущей. Пришлось приодеться. Небо было потрясающе звёздным, я выходила ночью и видела. Место для стоянки — в сердце пустыни, «на краю света»… Не ханьон лайла, а просто рядом с неразмеченной и нечасто используемой джиповкой. Потрясающее место!  Есть много удобных стоянок для палаток, и палатки  были поставлены далеко друг от друга —  это приятно.
Ночью спала плохо, крепко заснула с 9-ти до 11, а потом проснулась, полюбовалась на звёзды и никак не могла крепко заснуть снова. Ворочалась с боку на бок — нормального сна не было.
Утром не хотелось вылезать из тёплой палатки. Чай в термосе совсем холодный, самочувствие неважнецкое. Но встала, вышла наружу — куда ж деваться, и постепенно разошлась. Кофе и вкуснейший пирог, принесённый Викой, очень взбодрили.
С утра, в 6:30 мы отправились на холм, расположенный неподалеку, в надежде найти там риф древнего моря (шунит, שונית) и увидеть редкие окаменелости, возрастом несколько миллионов лет  — корралы, ракушки и, если повезёт, — морского ежа.
Ходила даже шутка, что Лиор и Шука придумали такой маршрут, чтобы посетить этот риф, где они никогда ещё не были.
Не все пошли искать окаменелости, некоторые остались в лагере досыпать. Я, конечно, не могла пропустить такую аттракцию и пошла.
Лиор безошибочно привел нас к нужному месту. На карте этот риф не обозначен, но Лиор знал примерно, где он находится.

Поднимаемся на шунит — риф древнего моря с окаменелостями.

Риф не обманул наши ожидания. И, главным образом, — ожидания Лиора. Там были и ракушки, и корралы и полипы. И надо было видеть Лиора, как он весь засветился счастьем, когда нашёл окаменелый фрагмент морского ежа! Это действительно редкая находка!

Ценная и редкая окаменелость — фрагмент морского ежа.

А как Лиор рассказывал обо всех этих окаменелостях — ракушках, кораллах и полипах! Это не передашь, это надо было слышать! Видно было, что человек этим живёт, это в его душе. Ну да, он же геолог.

Все увлечены поиском окаменелостей.

Окаменелая ракушка.

Окаменелый коралл. Редкая находка, красивая и необычная.

Кстати, этот окаменелый коралл, на фото, он был такой красивый и лежал свободно на земле, никуда не вросший. Мне так хотелось его взять домой!!! Но — нельзя. Не стала нарушать законы  и приносить вред природе. Пусть другие тоже любуются…
Потом мы взабрались на ещё одну горку, где тоже есть риф. И он даже обозначен на карте. Но там находок было мало. Везде были видны следы присутствия нашей доблестной Армии.
В 8 часов мы вышли на маршрут второго дня. Сегодня нам было обещано всего 20 км.
Я, конечно же, пошла с тохен. У нас остались те же мадрихим — Ори и Рэи. Лиор остался с этгаром. Смены не произошло.
Второй походный день был также интересным, насыщенным и красивым. Ох уж эти бескрайние дали Негева! Ими не налюбуешься! И их было в этот день в достатке.Мы посетили андарту в память Яира Пеледа, установленную на месте его гибели. Он погиб от рук бедуинов в 1959 году во время патрулирования в одиночку этого участка. За свою короткую жизнь он успел сделать много дел (например, идея парашютного десанта с велосипедами), за что и почитаем поныне. Его именем названы некоторые места в Негеве и на Мёртвом Море. Например, Маале Яир.

Андарта в память Яира Пеледа.

Рэи. Молодой, колоритный мадрих.

Шука . Легендарный мадрих. Делится своими знаниями.

Мы  посетили ещё один древний колодец, затем поднялись на гору Яарим по крутому склону. А чуть позже по пологому склону  взабрались на гору Гизрон.  Шука на гору Гизрон не полез, а пошёл более лёгким путём в обход.

Холмик под условным названием «Крембо».

Крембо с другой стороны. Не так эффектно.

Гора Яарим. Нас ждёт крутой подъём, 150 м по вертикали.

Вперёд, к горе Яарим.

Спуск с горы Яарим.

По красивому пустынному вади держим путь к горе Гизрон.

Вид с горы Гизрон. Красота Негева. Не оставляет равнодушным.

По плану после горы Гизрон мы должны были по сухим руслам ручьёв пробраться к заброшенному басису возле шоссе 171 (недалеко от борот Лоц). Но на такое приключение времени уже не оставалось. Поэтому пришлось воспользоваться запасным вариантом — спуститься с горы Гизрон и идти 5 км по размеченной красным джиповке. Была некоторая вероятность нажить неприятности, наткнувшись на пакаха ратага, который запросто мог бы спросить: «А где это вы гуляли? Здесь вокруг шмура, и размеченных троп, кроме этой джиповки, нет». Но, к счастью, никаких пакахим мы не встретили.
Эти несчастные 5 с небольшим километров по джиповке мне дались нелегко. Я была страшно уставшая и позволила себе присесть отдохнуть. Теперь не надо было во что бы то ни стало успевать за группой, поскольку дальнейший путь лежал по размеченной дороге и был понятен.
Пока отдыхала, все ушли вперёд, и я осталась совсем одна. Только я и джиповка, которая, как мне казалось, никогда не кончится. Идти по ней в одиночку, в сумерках — не самое приятное.
И вдруг, когда я уже смирилась со своей участью, впереди показались 2 фигуры. Это были Шука и Ронит. Я их догнала, и меня сразу отпустило. Совсем другое дело, идти стало намного веселее. Чтобы скоротать время, я стала им рассказывать истории из своей походной жизни. И вдруг джиповка, казавшаяся бесконечной, закончилась.
Впереди показался костёр. Это группа тохен сидела у шоссе и ждала автобус с группой этгар. Ура, мы дошли! Это было для меня неожиданно быстро. Вот, что значит идти не одной, а в компании.
Не успели мы подойти, как подъехал автобус. Шука был очень рад, что он успел вовремя прийти и всем не пришлось его ждать.
В 18 часов мы сели в автобус. Об этом моменте я мечтала последние несколько часов. Очень уж был нелёгок для меня этот поход. Один из самых длинных походов за всю историю хуга Эльад, и его почему-то решили сделать в самые короткие дни в году. Лиор по этому поводу недоумевал,
Но если спросите меня, пошла бы я ещё раз в такой поход, я отвечу, не задумываясь: «Да, конечно же -да!»
Мне нравится эта компания — невменяемые, безнадёжно подсевшие мадрихим, готовые водить людей по 11-12 часов в день, и радующиеся, как дети, кусочку окаменелого морского ежа, и такие же, им под стать, туристы.

Карта 18. Помечен наш маршрут . Половина первого дня и весь второй день. Мало, что можно понять, но видно направление нашего движения и то, что маршрут был длинный.

Домой прибыла в 9:10 p.m.  Правильно, что оставила в машину в Бейт Кама. Если бы на цомет Глилот — дома бы была только в 11.

 

 

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s