Всё-таки, наш Израиль — потрясающее место! Такой маленький и такой разнообразный.
Здесь есть практически всё, что создала природа: леса, реки, водопады (!), моря (именно моря, а не одно море), горы, пустыни, потухшие вулканы…
Погода в Израиле тоже очень разнобразная. Например, зимой на Средиземноморском побережье бывает достаточно тепло, и можно вполне комфортно искупаться в море, в то время как на севере, на горе Хермон, лежит снег и можно не менее комфортно покататься на лыжах. Вот такие контрасты, и всё это в пределах каких-то 2-3 часов езды на машине.
О горнолыжном курорте на горе Хермон, об этом маленьком израильском чуде, и пойдёт здесь речь.
Из википедии: «Хермон — это горный массив площадью 1000 кв. км с наивысшей точкой 2814 метров, которая находится в Сирии. Израилю принадлежит 70 км² горного массива, что составляет около 7 % его общей площади. Самая высокая точка на территории Израиля — 2236 м над уровнем моря. Хермон является самой высокой горой Израиля и единственным местом, где можно заниматься зимними видами спорта.»
Немного статистики.
Первый кресельный подъёмник для лыжников был открыт на Хермоне в 1971 году. Сейчас, почти через 50 лет, там имеется 4 кресельных подъёмника, 3 бугельных подъёмника в виде Т-образной перекладины (Т-bar или «тройник») и одна конвеерная лента. В декабре 2019 года был открыт гондольный подъёмник (подъём в кабинках), однако он предназначен исключительно для туристов, а не для лыжников.
На курорте есть 7 красных, 3 синих , 2 черных и одна зеленая трасса. Длина трасс: 45 километров. Самая высокая точка: 2040 метров. Базовая высота: 1600 метров .
Сайт Хермон может принять до 12000 посетителей в день, а за весь сезон его посещают примерно 300000 лыжников.

План лыжных трасс Хермона.
Снег на Хермоне выпадает каждую зиму. В зависимости от погоды и количества снега сезон катания может продолжаться от нескольких недель до нескольких месяцев. Как утверждают сторожилы, раньше сезон катания длился не менее 3-х месяцев. Сейчас же климат изменился, и сезон катания сократился, что существенно влияет на доходы лыжного курорта. В 1999 году снега было так мало, что сайт Хермон вообще не открывали для катания на лыжах. В 2018 году в целях эксперимента была закуплена пушка итальянского производства для выработки искусственного снега.
Ну а теперь переходим к конкретным вещам 🙂 .
Первое моё знакомство с Хермоном состоялось в далёком 1998 году, когда мы с сыном Женей побывали там в рамках организованной экскурсии, на которую нас пригласила дальняя родственница Двора. Было очень холодно, и Двора одолжила мне шапку. Мы поиграли в снежки и покатались на санках. На лыжников я тогда внимания и не обратила. А были ли они там вообще?
После того, как я приобщилась к катанию на лыжах, а произошло это в 2010 году, мне довелось посетить Хермон четыре раза с целью покататься. Два из них были очень удачными, остальные же два удались гораздо меньше.
Первая лыжная поездка на Хермон состоялась в январе 2013 года и получилась она замечательной. О ней я написала в этом блоге (моя первая запись): Поездочка на Хермон. Катание на лыжах.
Поскольку первый опыт был удачным, в декабре 2013 года я снова поехала на Хермон, на этот раз вместе с Сашей. Мы катались два дня. Ночевали в Мадждаль Шамсе. Снега было маловато (примерно 80 -90 см, точно не помню), поэтому и впечатления остались не самые лучшие. На трассах кое-где были видны камни. Трасса вади Хатуль была закрыта из-за недостаточного снежного покрова. Саша сказал, что больше он на Хермон не ходок.

Декабрь 2013. Небольшая очередь у касс. Не страшно.

Трасса вади Моадон. Декабрь 2013.

Трасса вади Сион. Едва покрыта снегом. Кататься можно, но только осторожно 🙂 . Декабрь 2013.
После довольно средненького катания в декабре 2013-го, я всё же решила попытать счастья ещё раз, и через год, 13 января 2015 года рванула на Хермон на второй день после открытия курорта. Как выяснилось позже, это было большой ошибкой. В тот момент я ещё не знала об одной из главных особенностей национального катания, заключающейся в том, что в первый день открытия лыжных трасс на Хермоне на его свежий, нетронутый снег, приезжают толпы фанатов. Они занимают очередь с вечера и ночуют у армейских ворот. Фанаты, одним словом. Об этой особенности мне рассказал человек, с которым мы разговорились во время катания. Но пока я добралась до лыжных трасс, мне пришлось порядком пострадать.
Хоть я и поехала на Хермон не в первый день после открытия, а во второй, людей было очень и очень много. Уже в Мадждаль Шамсе всё движение было парализовано. Длиннейшая пробка, несмотря на будний день. Это было неприятным сюрпризом, ведь в предыдущие разы никаких пробок не было. После длительного стояния в веренице машин, я наконец добралась до касс, оттуда до нижней стоянки, а затем уже на шаттле — до офиса, где оплачиваются лыжи и ски пасс. Пока стояла в длинной очереди, объявили, что ботинки закончились. У меня, к счастью, есть свои.
Получив лыжи, я только в 12 часов (!!!) вышла на трассы, а ведь из дому выехала в 5. На катание оставалось всего 4 часа, и их я откатала на всю катушку. Каталась до самого закрытия. Трассы были отличные, с хорошим снежным покровом.Однако всё омрачалось тем, что на подъёмники были большие очереди. Иногда стояла по 30-40 минут. В конце дня, как утешение, удостоилась увидеть фантастический закат.
Фото, январь 2015 года:

Очередь на бугельный подъёмник к вади Сион.

Начало трассы вади Моадон.

Начало трассы вади Моадон.

Очередь на подъёмник.

Вади Сион.

Вади Сион.

Закат.
После пережитых мучений от очередей и пробок на дорогах, я зареклась ездить на Хермон кататься на лыжах.
Однако время идёт, взгляды меняются. В этом зимнем сезоне на Хермоне выпало небывалое количество снега, и мне опять захотелось погонять по трассам нашего маленького домашнего горнолыжного курорта. А если мне засела в голову идея, я обязательно должна её осуществить.
На середину января у меня был запланирован горнолыжный отдых во Франции, и до поездки побывать на Хермоне не удалось — не нашлось времени. Но я ежедневно следила за уровнем снега. Желание поехать на Хермон увеличивалось в прямопропорциональной зависимости от количества снега. Уровень дошёл до 180 сантиметров, затем из-за теплой погоды снизился до 80 см. Я успокоилась. При 80 см ехать не имеет смысла.
Съездила во Францию, отлично покаталась. Но что странно, всё равно желание побывать на Хермоне осталось. А тут и свежий снег выпал, и уровень его снова поднялся и достиг 150 см. Ну я и поехала, заблаговременно заказав себе выходной день на воскресенье, 26.01.2020.
Решила поехать накануне, в субботу, заночевать в Мадждаль Шамсе и рано утром прибыть ко входу на курорт. Суббота был мой последний день отпуска. Из Франции мы вернулись в четверг. Таким образом, у меня получилось целое двухдневное путешествие, и было оно запланировано заранее, ещё до поездки во Францию. Я только хотела убедиться, что снега на Хермоне будет достаточно, и с этим всё оказалось хорошо.
Выехала в полдень в субботу и по дороге намеревалась заехать в несколько интересных мест, благо на севере сейчас красота, везде текут реки и водопады.
Разумеется, я хотела побывать на водопаде Саар, и именно туда держала путь. Хотела также прогуляться вдоль нахаля Саар. К счастью, слушая радио по дороге, я вовремя узнала, что в районе водопада Саар большие пробки. Маршрут пришлось изменить. Поехала на речку Ярден и прогулялась вдоль неё в районе крепости Атарот.

Река Ярден.

Я ловлю минуты счастья возле бурной реки Ярден.
Сделала остановку возле Эйн Мокеш. Здесь я искала туалет, но его там не было — убрали почему-то. А ведь был! Так же и на стоянке Эйн Зиван исчез переносной туалет. Вот незадача-то…
Затем побывала на горе Бенталь. Всегда поднималась на неё пешком, а на этот раз заехала на машине. Виды на заснеженный Хермон были великолепны.

Вид на Хермон на шоссе 98 возле Эйн Мокеш.

Вид на Хермон с горы Бенталь.

Красавица-гора Хермон.

Вид на Сирию с горы Бенталь.
В Мадждаль Шамс приехала уже в темноте, часов в шесть. Не сразу нашла жильё, заказанное через Airbnb. Позвонила хозяину, и он меня встретил. В данном населённом пункте непросто ориентироваться неискушённому человеку.

Мадждаль Шамс. Не смогла найти дом. Жду хозяина.
Заселилась в квартиру, и сразу поняла, что именно здесь мы останавливались с Сашей в 2013 году. И хозяина узнала. Его зовут Яша, и он говорит по-русски, так как учился в России. Яша пригласил меня в просторную и уютную столовую, где горела печка, и угостил чаем. Приятно!
Я сказала Яше, что мы останавливались здесь шесть лет назад, и тогда в комнате в вазе были яблоки. Просто так сказала, безо всяких намёков. Но Яша ответил, что и на этот раз яблоки тоже будут, и, действительно, вскоре его сын принёс мне пластиковую коробку вкуснейших яблок с Голанских высот. Приятно иметь дело с гостеприимными людьми!
Затем я вышла прогуляться. А что ищет человек во время прогулки в новом месте? Правильно, ищет, что бы поесть. Так и я. Нашла точку с горячей едой и купила вкуснейшие кебабы в пите.
Погуляла ещё немного, и пошла отдыхать. Снега в Мадждаль Шамсе не было, и погода стояла совсем не холодная, вопреки моим ожиданиям.
Спала хорошо. В комнате довольно прохладно. Кондиционер грел частично. Но в целом ночёвка хорошая. Всё не в палатке 🙂 .
Утром выехала около семи часов и через пять минут подъехала к кругу, где уже стояли машины. Оно и понятно, армейские ворота, через которые нужно проехать, чтобы попасть на сайт Хермон, в это время ещё закрыты. Вереница машин начиналась задолго до круга, конца очереди не было видно. Я пристроилась в эту временную пробку и стала ждать.

Улица Мадждаль Шамса недалеко от армейских ворот. В этот ранний час они ещё закрыты.
Минут через десять машины поехали, армия открыла ворота. Довольно быстро мы доехали до касс. Однако, верхняя стоянка уже успела заполниться, и теперь всех направляли на нижнюю. Со стоянки я заметила, что в 7:50 у касс уже не было скопления машин. То есть состояние с пробками на дорогах на подъезде к Хермону сегодня было благоприятное, хотя машины всё время подъезжали, поскольку число желающих посетить Хермон с годами только прибавляется.
На подъезде к кассам появился небольшой снежный покров, однако я заметила, что у озерца Брехат Ман снега нет вообще, в отличие от прошлого года. А на Хермоне снега много, и это видно с дороги.

На подъезде к нижней стоянке и кассам.
Со стоянки нас доставили на автобусе к офису. Здесь нужно было опять стоять в очереди, чтобы оплатить съем лыж и ски пасс. Очередь была небольшая, и я быстро управилась с оплатой и направилась получать лыжи. Через полчаса очередь значительно увеличилась, так что хорошо, что я приехала рано. Нужно отметить, что в кассе требуют залог в виде удостоверения личности, а у меня его с собой не было. К счастью, удалось уговорить взять в качестве залога мои ключи от машины.
Получила лыжи. По сравнению с Францией, сами понимаете, какие это были лыжи. Разница сразу бросилась в глаза. Но ничего, пережила это огорчение, и на наших израильских лыжах «А-ля Хермон» тоже неплохо покаталась. Кстати, лыжи можно брать в прокат в Неве Атибе. Возможно, там выбор получше.
В 9 часов в полной боевой готовности я вышла из дверей офиса на снег. Повесила сумку с пожитками (сменная обувь и еда) на забор возле подъёмника, где по-прежнему есть крючки, и многие оставляют там свои вещи. Нет смысла платить 20 шекелей за шкафчик. Никто здесь ничего не возьмёт. Да и ходить далеко не надо, если захочется поесть — всё под рукой.
Очереди на подъёмник не было. Поднялась и очутилась наверху.

Вид с верхней точки сайта Хермон.
Для начала съехала по трассе вади Хатуль. Народу немного, трасса ровная, но жесткая, поскольку по ней ещё мало, кто катался. Съехала хорошо, и надо же, меня никто не обогнал! Те, кто ехали позади не смогли меня догнать. В Европе такое просто невозможно.

Траверс к трассе вади Хатуль.
Затем я поехала на мою самую любимую трассу вади Сион. Очереди на бугельный подъёмник, поднимающий к вади Сион, не было.
Стала накатывать круги. Спустилась — поднялась. Таким образом я съехала по трассе вади Сион раз пять, а то и больше. Народу мало, катание замечательное.

Заснеженный Хермон. Неожиданно красиво. Вид от подъёмника, идущего из вади Сион.

Наша армия нас бережёт.

Возле подъёмника из вади Сион.

Вади Сион, взгляд вперёд. Как видим, народу очень мало.

Вади Сион, взгляд назад.
В начале дня настроение у меня было неважное. После французского Авориаза всё мне здесь не нравилось. Уровень нашего курорта значительно уступает европейским. Так оно и есть, и я знала, куда ехала. Лыжи не достаточно «крутые», и едут не так хорошо, как в Авориазе. Подъёмники медленные и бьют под коленки. Я как-то отвыкла от такого по Европе катаючись.
Тем не менее, прекрасная погода, замечательный снег, совсем неплохие трассы, весёлые люди вокруг — всё это сделало своё дело. Постепенно я вошла во вкус катания, настроение поднялось, и на душе стало хорошо. Конечно, мне было скучновато кататься одной, после того, как в Авориазе я привыкла кататься с Лёней и его сыном Мишкой (хорошая у нас была компания!). Но и тут на Хермоне я иногда разговаривала с кем-то. Люди у нас доброжелательные и общительные.
После вади Сион я сделала несколько кругов на лёгкой трассе вади Арар.

Вади Арар. Справа — Ти Бар.

Вади Арар.
На трассу вади Моадон я всё не решалась пойти. Со стороны она казалась мне слишком крутой. Но ведь в предыдущие поездки я спускалась с неё без проблем!
Наконец я осмелела и спустилась по трассе вади Моадон. Трасса только кажется крутой, на деле — она вполне нормальная для моих возможностей. Съехала с неё два раза. Народу на этой трассе было совсем мало.
Надо отметить, что большинство катающихся на Хермоне — начинающие, и кататься толком не умеют. Я прям чувствовала себя «звездой» 🙂 .
Эти начинающие в основном толпятся внизу, а на верхних трассах свободно. Опытные лыжники тоже есть, но их немного.

Единственная синяя трасса, ведущая вниз. Видно, как много внизу народа.

Некоторые переоценили свои силы. Надёжнее донести лыжи в руках 🙂 .
Те из начинающих, которые отваживаются проехать по красным трассам, часто падают, но им от этого только весело. Падения мягкие, люди смеются. Я тоже улыбалась. Вроде человек едет себе, но проходит секунда — и он уже в снегу валяется, а лыжи где-то далеко на склоне остались.
Некоторые, и их немало, пытаются ездить по склонам вне трасс. Они летят в сугробы прямо мордой, а потом собирают на склоне свои сноуборды и лыжи. Со стороны смотрится забавно, и, главное, катальщики довольны.
Обращает на себя внимание, что у многих нет нормальной горнолыжной одежды. Катаются в обычных спортивных костюмах. Чувствуется, что многие люди впервые встали на лыжи, и для них поездка на Хермон — это возможность попробовать себя в новом виде деятельности и испытать драйв.
Мои мысли о начинающих лыжниках подтвердила заметка в интернете. Привожу её частично: «В этом году со склонов горы Хермон было доставлено значительно больше пострадавших, чем в прошлом году. Главная причина травм – слабый уровень подготовки людей, выходящих на склон, чтобы покататься на горных лыжах или сноуборде. Зачастую израильтяне, встающие на лыжи на Хермоне, не имеют почти никакого опыта и катаются один-два раза в сезон или даже раз в несколько лет. Снежный сезон на Хермоне короткий, возможности добраться и попасть на склон ограничены. Многие, оказавшись на склоне, стремятся «взять всё» от одного дня катания».
Однако, вернёмся к моему катанию. Я каталась и каталась. Были открыты абсолютно все трассы, а это случается нечасто.
Я проехала по всем трассам, за исключением чёрной — «Вади Тахарут». Эту трассу я впервые видела открытой, обычно она закрыта. Она действительно очень крутая. Иногда по ней съезжали лыжники, но я не решилась.
Трасса вади Шакед мне не понравилась. В начале она широкая и приятная, с приличным уклоном, но потом становится узкой и перепаханной, и нормально ехать по ней невозможно. Один раз проехала и больше не хочу. Остальные трассы хорошие и комфортные. В конце дня большинство спусков стали очень мягкими, поскольку погода была солнечная и тёплая.
Покаталась я на славу, пора было двигаться домой. Сдала лыжи, вышла на верхнюю стоянку. Здесь меня ждал неприятный момент. Чтобы сесть в автобус и добраться до нижней стоянки к своей машине, нужно было выстоять очень длинную очередь. Правда, следует отдать должное — автобусы подъезжали один за другим, и очередь двигалась быстро. Но всё равно, минут 15 пришлось простоять.
Добралась до машины и поехала в обратный путь.
На выезде была пробка, продвигались медленно. Вскоре я свернула на шоссе 99, и оно было свободным. А куда я направлялась? Понятное дело куда — к водопаду Саар, который я не смогла увидеть вчера. Кстати, приехав к водопаду, я поняла, почему шоссе 99 свободно. Дело в том, что у тех, кто едет со стороны Неве Атиба по шоссе 98, на перекрёстке, где оно сливается с 99-м, стоит знак «Стоп», машины останавливаются и это создаёт пробку. А у тех, кто, как я, едет по шоссе 99 преимущество, и они проезжают перекрёсток без остановки.
Полюбовалась я на водопад Саар при свете дня. Хоть вижу его не впервые, всё равно он меня удивляет и восхищает, как в первый раз. Красивый водопад, ничего не скажешь.

Водопад Саар.

Водопад поменьше на ручье Саар.
Затем я поехала прямым курсом домой. По дороге меня нещадно клонило в сон, и для взбадривания пришлось остановиться на заправке недалеко от перекрёстка Голани. И всё равно, на шестом шоссе я на десятые доли секунды отключилась и даже уклонилась на соседний ряд, но мне просигналили, и я пришла в себя. Как же это опасно! Сознаю и стараюсь избегать таких ситуаций. Домой приехала полумёртвая от усталости, но довольная.
В целом, катание на Хермоне меня порадовало и удовлетворило. Но вряд ли я в ближайшие годы снова туда поеду. Уж очень велики затраты, и душевные, и финансовые. Хотя, если будет весёлая компания и много снега, и если не обращать внимания на пробки, можно и поехать…
Подведём итоги.
Основные особенности катания на лыжах в Израиле:
1. В день открытия горнолыжного курорта ехать туда не рекомендуется. Столпотворение на трассах, очереди на подъёмники, катастрофические пробки на дорогах. Лучше ехать дней через пять после открытия, и желательно в будний день.
2. Чтобы покататься на лыжах, придётся выстоять несколько очередей — на въезде в кассу, в офисе на оплату оборудования и ски пасса и в конце дня — очередь на автобус, чтоб подъехать на стоянку. На подъёмник единственной синей трассы тоже обычно есть очередь.
3. Сайт Хермон — это военная зона, и армия может в любой момент его закрыть, если создастся неблагоприятная обстановка.
4. Трассу вади Сион патрулируют солдаты. Граница с Ливаном недалеко.
5. Для обороны Хермона было создано единственное в Израиле подразделение альпинистов, которое в 1973 году отбило сирийскую вершину Хермона у захвативших её сирийских коммандос. Если повезёт, можно увидеть, как солдаты этого подразделения в камуфляжных лыжных костюмах и с оружием в руках катаются по склонам Хермона. Мне повезло, я их видела, и они тоже падают!
6. На Хермоне непропорционально много сноубордистов, такое впечатление, что их больше, чем лыжников.
7. Большинство катающихся на Хермоне — начинающие лыжники или сноубордисты. Они часто падают. Многие катаются впервые.
8. На Хермоне большинство спусков — красные. На самом деле, они не очень крутые, скорее красно- синие. На этих трассах народу в обычный день немного.
Пока всё.
И всё равно, Хермон хороший, потому что — наш.

Лена на Хермоне.
P.S. Сегодня, 18 февраля 2020 года уровень снега на сайте Хермоне таков:
Верхний уровень (2040 м) — 110 сантиметров.
Нижний уровень (1600 м) — 70 сантиметров.
Все трассы открыты.
А снег потихонечку тает…