Мне хотелось проверить свои силы и снарягу перед треком Совев Рамон (вокруг Махтеш Рамон), в который мы пойдём в марте, и, конечно, в очередной раз погулять по любимой пустыне Негев и насладиться её пейзажами.
Маршрут был разработан, и проходил он в основном по неразмеченным тропам. Поэтому я скачала трек маршрута в телефон, чтобы можно было видеть своё местоположение через аппликацию OruxMaps. Какое счастье, что я научилась закачивать треки в аппликацию! Без этого было бы трудно ориентироваться на неразмеченном маршруте.
Некоторые из мест, в которые я собиралась идти, были мне знакомы. Ходили там с Сашей 4 года назад. Но часть маршрута была абсолютно новая для меня, и это здорово.
Я сознавала, что в моём походе есть две критические точки: вода (найду, ли где заправиться в Шивте) и ночёвка.
Особенно меня беспокоила ночёвка. В районе Шивты нет ханьона лайла, и придётся искать какой-то укромный уголок. И здесь мне придётся проявить твёрдость духа, поскольку ночевать среди пустыни в одиночку не комфортно. Лучше бы с напарником. Но я себя успокаивала, что всё будет хорошо.
День первый, 12.02.2021.Выехала из дома в 5:30.Я знала, что предстоит длинный поход — примерно 24 километра, да ещё надо найти воду и место для ночёвки. Поэтому лучше выйти пораньше.Машину оставила на стоянке новой гостиницы Кедма (там есть охранник) и двинулась в путь.
Настроение было приподнятое. Я опять в пустыне! Одна! Я люблю одиночные походы, в них есть особая прелесть. Ты ни на что не отвлекаешься, а только наслаждаешься природой.
И потом, когда ты сам придумал поход, и идёшь претворять его в жизнь, и у тебя всё получается — это уже 80% успеха, 80% того, что ты получишь удовольствие. Ведь этот поход — твое детище. Надеюсь, понятно объяснилась 🙂 .Маршрут.Сначала я шла по руслу нахаля Роэ. Через два километра повернула налево, на неразмеченную джиповку. С этого момента я надолго попрощалась с размеченными дорогам, поэтому мне приходилось часто заглядывать в телефон и следить за маршрутом.
Я поднялась на пригорок, полюбовалась открывшимся видом. Эх хорошо! — это то, что я чувствовала в этот момент.

Утро. Роса на паутине. Красивенько и необычно.

Вид с пригорка.
Пошла дальше. Спустилась в широкую долину нахаля Бсор и повернула налево. Пройдя сотню метров, пересекла широкое русло нахаля Бсор, повернула налево и продолжила путь по противоположному берегу. Здесь я встретила стадо милых козочек и поговорила с их пастушкой.

Пустыня зеленет.

Куст ротем в начале своего цветения. Скоро всё вокруг наполнится потрясающим запахом его цветов.

Каньончик лесс рядом в нахалем Бсор.

Знакомство с бедуинской девушкой Самар, пасущей коз. И она захотела сделать со мной селфи! Я конечно не отказалась.
Через полкилометра я повернула направо, и покинув широкую долину, по боковому вади начала подъём в направлении горы Бокер. Чем дальше от цивилизации, тем интереснее идти.
По узкому мелкому вади я поднялась на пригорок, повернула налево и продолжила путь вдоль глубокого впечатляющего ущелья. Виды меня радовали, я только успевала вертеть головой в разные стороны.
Здесь была чёткая тропа (хоть и неразмеченная), и она привела меня к джиповке с зелёной разметкой. На джиповке я повернула направо и вскоре пришла на вершину горы Бокер. Как таковой вершины нет, но есть точка на карте.
С горы Бокер открывались просто фантастические виды на все 360 градусов. Тут я сделала привальчик, но долго не сидела и пошла дальше. Душа рвалась в бой. Хотелось узнать, что меня ждёт впереди.

Начало подъёма по боковому вади.

Взгляд назад.

Гев с водой. Сохранился в мелком вади, вдоль которого я поднимаюсь.

Глубокое впечатляющее ущелье. Иду по его склону.

Иду по зелёной джиповке.

Вид с горы Бокер.

Вид с горы Бокер.

Вид с горы Бокер.
Вскоре зелёная джиповка встретилась с синей, и я поменяла цвета джиповок, продолжила путь по синей. К моей радости, я теперь шла на спуск. Пейзажи вокруг радовали глаз. Слева грандиозные ущелья пустынных ручьёв — глубокие и широкие. Их тона — коричневые. А справа — тоже русла ручьев, но помельче. И их цвета — желтые. Шикарная видовая джиповка. И ни одного джипа по ней не проехало. Я шла в полном одиночестве, наслаждаясь потрясающими видами.

Жёлтые тона справа.

Труднопроходимый участок для джипов. Вокруг этого места было и битое стекло, и какие-то куски от частей машин.

Коричневые тона слева.

Жёлтые тона справа.
Через три километра такой кайфовой ходьбы я покинула синюю джиповку, уклонилась влево и прямо по крутому склону спустилась в вади. Здесь была такая зелёная трава, что невозможно было уйти. Я сняла тяжёлый рюкзак и отдохнула несколько минут среди пышной зелени. Посидела в тишине. Затем вышла на зелёную джиповку и повернула налево. Прошла по джиповке примерно 1,5 километра и увидела перед собой гору Хотев. Мой маршрут пролегает через вершину этой горы. Издалека она показалась мне слишком крутой, но волнения не было — я без сомнения поднимусь на эту гору, поскольку уже поднималась на неё, когда мы были здесь с Сашей.
Подойдя поближе, я подыскала подходящий путь и без труда поднялась на гору Хотев.

Гора Хотев. Вид с северо-востока. Иду и выбираю оптимальный путь подъёма.

Каньончик лесс.

Вид с горы Хотев.

Мой рюкзачок поднялся на гору Хотев 🙂 (вместе со мной).
На вершине горы Хотев есть неразмеченная джиповка, и я пошла по ней в направлении древнего набатейского города Шивты.

Вид с джиповки на водопад на нахале Дрорим, где я буду завтра.

Иду по джиповке. Передо мной широкое русло нахаля Мишура, а вдали виднеется древняя Шивта, конечная точка сегодняшнего маршрута.
Дойдя до русла нахаля Мишура, я повернула налево и пошла в Шивту. По пути стала присматривать место для ночёвки.
В русле были островки со свежей мягкой травкой под деревьями, так и манящие остановиться и поставить палатку. Но я понимала, что ночевать в самом русле не стоит. Там проходит джиповая дорога, по ней могут ездить джипы, а это совсем нежелательно
Мне приглянулось место чуть вдали от русла, на пригорке. Оно было огорожено полуразрушенной стеной, видимо, очень древней, и если поставить палатку за этой стеной, меня не будет видно.
Я запомнила это место и продолжила свой путь в Шивту, чтобы заправиться водой.
Далее начинается длинный и, надеюсь, увлекательный рассказ про мою ночёвку. Прямо сага! 🙂
На стройке рядом с национальным парком Шивта я увидела человека, и он любезно дал мне воду — налил в бутылки. Он немного удивился, узнав, что я собираюсь здесь ночевать, и посоветовал идти в рощу у дороги, до которой примерно 600 метров.
Это роща была мне знакома, мы ночевали там два раза с Сашей .
Я не хотела идти в рощу по двум причинам. Первая — одной там неуютно, поскольку дорога рядом, и кто угодно может подъехать среди ночи и нарушить мой покой.
Второе — если я пойду туда, мой завтрашний, и без того длинный маршрут, станет длиннее, как минимум, на 2 километра.
Я сказала человеку, что хотела бы ночевать не в роще, а рядом с вади нахаля Мишура. Он удивился: «В вади?! Можно и там заночевать, конечно. Но в этом вади ночью есть тнуа (движение)».
Когда я спросила, дескать, что за движение такое, он многозначительно ответил : «Асаким… (бизнесы по-русски)».
Какие бизнесы могут быть ночью в пустыне Негев, в районе, где проживают бедуины? Любому понятно, что это — бизнесы, связанные с наркотиками.
Я призадумалась. Однако человек рассеял мои сомнения, сказав: «Хочешь в вади? Иди в вади. В принципе, это нормально».
И я направилась к присмотренному ранее месту.
Мой рюкзак потяжелел, ведь к его весу прибавилось 6 литров воды, необходимых мне для ужина, завтрака и завтрашнего похода. Он стал весить килограммов 15-16.
Уставшая после длинного похода, да ещё с тяжелым рюкзаком, я шла очень медленно. Но шла.
По пути я приглядывалась к местности, но ничего лучшего не нашла. Во всех мало-мальски подходящих местах были следы от машин, то есть ночью сюда могли нагрянуть незванные гости. Вади нахаля Мишура вдоль и поперёк изъезжено машинами. Человек в Шивте был прав — движение здесь активное.
Я поняла, что ранее присмотренное место — самое лучшее, и пошла к нему. От Шивты пришлось идти примерно 1,5 километра.
Совсем рядом с присмотренным местом я увидела местечко ещё лучше. Оно было ещё дальше от вади и, соответственно, от джиповой дороги. Расположено оно на пригорке и огорожено со всех сторон полуразрушенными стенами. Меня за стенами не видно, а мне видно всю округу.
Выглядело это место, как двор. Внутри двора были низкие деревца и травка. Очень уютно. Здесь я и остановилась.
Благо, я пришла в Шивту рано, в 16 часов, поэтому успела засветло найти место для ночлега и обустроить его.
Я поставила свою новую палатку. Пришлось немного повозиться, не так просто было её устанавливать. И ветер мешал.
Затем приготовила ужин, поела (голод был зверский). После этого поговорила по телефону. Сообщила тем, кому я не безразлична, что у меня всё в порядке. Связь была отличная в этом месте.

Моё место ночёвки. Недалеко от Шивты.
Солнце закатилось за горизонт. Я полюбовалась закатом, это было красиво.
Постепенно темнело. С темнотой пришёл холод. Костёр я, разумеется, не разжигала. Дровишки можно было насобирать, но в силу обстоятельств мне пришлось расположиться в шмуре (заповеднике), где запрещено останавливаться на ночлег и разжигать костёр. Мне следовало быть осторожной, и себя не выдавать. К тому же, я была в напряжении от предстоящей ночёвки. Какие уж тут костры! Забраться в палатку и поскорее уснуть.
Излишне говорить, что меня очень беспокоило «движение в вади и бизнесы, проворачиваемые ночью». Совсем не хотелось становиться свидетелем тёмных делишек.
Вскоре стало совсем темно. Обстановка была приятная, я себя чувствовала довольно комфортно — тишина, пустыня, ни души вокруг. Я даже выключила звонок в телефоне. Звонок никак не вязался с окружающей атмосферой. Он бы нарушил мою идиллию.
Примерно в 7 часов я увидела на горе, что напротив, горящие фары машины. Машина спустилась с горы, повернула и поехала вдоль вади, удаляясь от меня. Я наблюдала за ней. Всё это происходило в 300-400 метрах от меня. Что в темноте здесь делает машина? Ясно, что не из-за любви к природе она сюда приехала.
На всякий случай я выключила фонарик, чтобы не выдавать своего присутствия.
И стала прохаживаться рядом с палаткой, озерцая окрестности. Прошло минут 30, никакого движения в вади больше не наблюдалось. Видимо, бизнесы вершатся глубокой ночью.
В 19:30 я залезла в палатку, в свой теплый спальник и, несмотря на волнение в душе, уснула. Очень уж была уставшая.
Проснулась я в 23:05 от желания «сходить до ветру».
Вылезла из палатки, а вокруг красота. Всё окутано особым ночным светом. Серебристым, переливающимся. Выглядело это волшебно, я была восхищена. Никогда не забуду ту картину. Описать это невозможно, это надо увидеть и прочуствовать.
Я осмотрела местность. Никакого движения в вади не обнаружила, лишь где-то далеко мелькнули светящиеся фары машины.
Я вернулась в палатку. Беспокойство не проходило. Попыталась понять, что же меня беспокоит. И поняла: «Если верить человеку в Шивте, я сейчас нахожу недалеко от наркотрафика. А вдруг то место, где я ночую — это явочная точка наркоторговцев, они придут сюда ночью и увидят мою палатку». Лишь это меня и волновало. А то, что я одна среди пустыни — это было нипочём.
И я сама себе сказала, что никто ночью сюда не придёт, этого просто не может быть. Я не видела поблизости следов шин от джипов. В моём дворике нет никаких признаков присутствия человека. Всё выглядит нетронутым, почти, как 2000 лет назад. Поэтому причин для волнения нет!
Придя к такому решению, я успокоилась. Поиграла с телефоном и уснула крепким сном.
Проснулась в 6 часов. Уже было светло, и можно было вставать и собираться в путь. Так я подумала и тут же уснула снова. Видимо, в этот момент я окончательно избавилась от всех ночных волнений.
Проснулась в 7:30 и тогда уже вылезла из палатки на свет божий.
Почти 12 часов спала. Ну где ещё так отдохнёшь, как не в палатке, в пустыне?!
Ночь, проведённая рядом с наркотрафиком 🙂 прошла благополучно. Я радовалась солнцу и наступившему дню. Настроение было великолепнейшим.
День второй.
Утром я повнимательнее осмотрела свой лагерь. Это была древняя набатейская ферма. Вокруг большого двора были загоны поменьше, также огороженные полуразрушенными стенами. Здесь были и предметы, явно сделанные руками человека. Подумать только, этим постройкам, этим стенам — более 2000 лет!

Моё пристанище утром.

Рукотворные предметы на древней ферме.
В путь собиралась долго. Наслаждалась прекрасным утром, торопиться не хотелось. Я бы осталась на древней ферме ещё на пару часиков, так мне было хорошо тут.
В 9:30 вышла в путь.
Так получилось, что ночевала я в аккурат у начала маршрута второго дня. Это порадовало.
Я пошла по неразмеченной джиповке и через 1.5 километра повернула налево, на нахаль Дрорим.
Там есть тропа, и она тоже неразмеченная.
Нахаль Дрорим — очень красивый нахаль. С двух сторон его окружают величественные скалы. Сейчас, в середине зимы, в русле нахаля всё цветёт и зеленеет.

Нахаль Дрорим встречает меня свежей зеленью.

Нахаль Дрорим.

Нахаль Дрорим.

Нахаль Дрорим.

Цветущий куст ротема в нахале Дрорим.
Пройдя 3 километра, я подошла к водопаду и геву, которые являются изюминкой нахаля Дрорим.
В геве была вода, и я залюбовалась им.

Подхожу к водопаду и геву.

Гев на нахале Дрорим. Шитафон был 2 месяца назад, но гев находится в тени, и вода в нём сохраняется долго.
За гевом располагается водопад высотой метров 7 (могу ошибаться), на который мне надо забраться, чтобы продолжить маршрут.
4 года назад мы были здесь с Сашей, но я забыла, как мы поднимались на водопад. Я надеялась, что смогу забраться по нему без проблем. Но не тут то было!
Далее идет рассказ, о том, как я забиралась на водопад. Сага № 2.
Я подошла к водопаду. Он состоит как бы из трёх ярусов. Третий ярус пологий, и проходится пешком без проблем. На первый ярус я смогла залезть и увидела, что второй ярус, представляющий из себя невысокую выступающую скалу, для меня непреодолим. Я никак не смогу на него залезть без посторонней помощи.
Можно было вернуться назад и выбраться из вади, найдя приемлемый подъём по окружаюшим его горам.
На это пришлось бы потратить много сил и времени. Ох, как мне этого не хотелось!
И я стала искать выход.
Внимательно осмотрев местность вокруг водопада, мне показалось, что слева от него можно пройти по узкой полке и оказаться сразу наверху второго яруса. Останется пройти только третий.
Я оставила рюкзак у гева и пошла в разведку. Поднялась по крутой сыпухе, прошла вдоль склона несколько десятков метров, подошла к узкой полочке и по ней, соблюдая осторожность, добралась к началу третьего яруса.
Обход был небезопасным. На подходе к полке нужно пройти очень крутой участочек, где можно было «поехать» вниз. И полка была в одном месте особенно узкая. Прошла её с замиранием сердца, вцепившись за зацепки в скале.
У начала третьего я руса я проверила, можно ли спуститься вниз напрямую по второму ярусу. Иногда вверх по скале трудно подняться, а вниз можно осторожненько сползти. Осмотрела спуск и так, и так, оценила расстояние и пришла к выводу — опасно спускаться, слишком высоко. Пришлось идти назад тем же путём — по узкой полке.
Однако мой план сработал, и это главное!
Теперь я пошла преодолевать водопад по-настоящему. Для этого я залезла с рюкзаком на первый ярус, а затем закинула рюкзак и палки на вершину второго яруса, куда вскоре приду. Телефон остался при мне, на всякий случай.
Налегке я пошла делать обход по полке. По пути глянула, какая там высота, если вдруг упаду. А высота там приличная, метров 7, а то и больше.
Конечно, я понимала, что совершаю безответственный поступок, подвергая себя такой опасности. Понимала, но остановить меня было невозможно. Я вошла в азарт и была, как одержимая. Мне хотелось подняться на водопад любой ценой.
В результате, я благополучно проделала весь путь обхода во второй раз и поднялась на вершину водопада.

Водопад на нахаль Дрорим. Чтобы залезть, нужна верёвка и помощь друга. У меня не было ни того, ни другого.

Возле водопада много окаменелостей.

Вид на вади нахаль Дрорим с тропы обхода водопада.

Вид с вершины водопада.
С лёгким сердцем я продолжила путь по нахалю Дрорим. Далее никаких опасных для жизни приключений не предвиделось.

Нахаль Дрорим.

Говорят, что это — Асфодель.
Примерно через один километр я выбралась из русла и пошла в направлении горы Нецер. Так мы шли 4 года назад с Сашей. В трек я не смотрела, мне казалось, что я всё помню.
Однако, здесь я слегка просчиталась. Мне надо было пройти по долине и начать подъём на гору Нецер намного левее. Но я пошла, как пошла, и чтобы вернуться на свой маршрут, стала уходить влево. И тут на моём пути встало глубокое ущелье. Чтобы не спускаться в него, а потом не подниматься, я пошла по склону вдоль ущелья и так вышла на плато горы Нецер. Получилось даже интересно, этот путь отличался от того, которым мы шли в прошлый раз с Сашей.

Подъём на гору Нецер по склону вдоль ущелья.

Вид с горы Нецер на север. Слева вверху — гора Хотев, на которой я была вчера.

Вид с горы Нецер на юг.
Затем я дошла по плато до оконечности горы Нецер.
Пофотографировалась и пошла на юг, вниз по склону. Шла безо всякой тропы. Склон не крутой, и я благополучно по нему спустилась.

Привет, это я!
Подсматривая в свой трек в телефоне я дошла до Бора Ципорим, древнего набатейского колодца. Это была моя цель.
Бор Ципорим без воды я уже видела, а на этот раз он был с водой. Интересно было на это посмотреть.

Бор Ципорим.
На этом аттрактивная часть маршрута закончилась. Теперь мне предстояло пройти 14 километров по однообразной джиповке. Я специально не употребляю выражение «скучная джиповка», поскольку в походе мне скучно не бывает. Даже, когда я одна.
Другого, более интересного пути, чтоб дойти до машины, у меня не было. К тому же, это был самый короткий путь.
Я с честью справилась с поставленной задачей. Прошла эти 14 километров на одном дыхании. Закончила поход в 18 часов, до наступления темноты. А честно сказать, думала, что не успею, ведь вышла я утром очень поздно.
Подведу итоги.
В результате всё удалось, и свой адреналин я получила. В целом — маршрут мне очень понравился, хотя, конечно, он — на любителя (каковым я и являюсь).
Безусловно, этот одиночный поход был особенным, выделяющимся из череды моих походов, и я его буду всегда помнить.
Ночёвка в одиночку в сердце пустыни была для меня абсолютно новым опытом. До этого я ни разу так не ночевала. И я смогла это сделать! Считаю этот опыт очень, очень важным.
Чувствую, что у меня как бы выросли крылья. Теперь я смогу ходить в автономные походы в одиночку и ночевать на ханьонах лайла.
Я смогу делать Швиль Исраэль с юга на север и не волноваться, будут ли у меня попутчики. Я смогу ни от кого не зависеть, и это здорово. Это путь к новым приключениям.
Думаю, что после ночёвки в непосредственной близости с «наркотрафиком», ночёвка на ханьоне лайла покажется мне настоящим раем, даже в одиночку.
Маршруты: