Анонс: Это был необычный поход, выходящий за рамки привычного. Поэтому запомнится он мне надолго.
А теперь к делу.
Есть у нас в Израиле специфические термины, применяемые к рельефу пустыни. Например: рёбра, или мицлаот (מצלעות) на иврите. Так называют высокие и крутые скалы, окружающие Малый и Большой Кратеры (Махтеш Катан и Махтеш Гадоль). Если включить воображение, можно согласиться, что эти скалы действительно похожи на рёбра.
«Рёбра» Махтеша Катан.
Или ещё один распостранённый термин — нож, или сакин (סכין) на иврите. Так называют протяжённый горный хребет, по вершине которого можно пройти пешком. Обычно там протоптана тропинка, с обеих сторон которой крутые обрывы. Частенько эта тропинка очень узкая, что превращает проход по сакину в экстримальное предприятие. Подъём на нож и спуск с него тоже зачастую непрост. В пустыне Негев немало таких ножей-сакинов. Часть из них довольно опасные, а часть — нормальные и по плечу любому туристу. Некоторым присвоены названия, например — Сакин Йотам возле Эйлата.
Сакин Цнин.
В походе, о котором я хочу рассказать, мы решили подняться на рёбра Махтеша Катан, спуститься с них, а затем прогуляться по двум ножам, а также по долинам пустынных ручьёв.
За основу был взят маршрут, совершённый группой Лёвы. Лёва, известный в израильских туристических кругах путешественник, придумывает смелые и дерзкие маршруты по местам, где нет размеченных троп. В частности, этот маршрут включал крутой подъём на рёбра Махтеша Катан, а потом спуск с них. Мне бы в голову не пришло, что там можно подняться, настолько эти «рёбра» смотрятся неприступными и крутыми.
Но группа Лёвы там прошла, а значит пройдём и мы. Мы — это та же компания, что и в предыдущем походе по Рамат Мазар, то есть Алина, Сергей и я, а также присоединившийся к нам Леонид, мой давний и надёжный приятель.
После длинных обсуждений и переделок был принят такой маршрут: старт на стоянке Шаар Ашмадай, переход по тропе к началу подъёма на рёбра, подъём, спуск, проход по сакину Аруха, спуск в нахаль Хацера, водопад Хацера, нахаль Цин, водопад нахаля Цин (мирпесет), переход в долину нахаля Цнин, проход по сакину Цнин, спуск по горной гряде в нахаль Хацера, возвращение на стоянку.
Предполагаемый маршрут: Подъём на рёбра Малого Кратера.
А теперь — что из этого получилось. Довольно длинный рассказ, сопровождаемый фотографиями. Длинный и подробный, поскольку поход этот вызвал у меня много эмоций. До сих пор не могу успокоиться.
Вышли мы со стоянки Шаар Ашмадай рано — в 7:30. Это было непросто — приехать в такую даль в такую рань. Но поднапряглись и приехали. Я выехала из дома в 4:40.
В начале у нас была группа из 6-ти человек. К нам присоединились Эмма и Вадим. Их я знала по ФБ, и вот теперь, несколько неожиданно, они решили вместе с нами сходить в поход (чему я была рада).
Честно сказать, я знала, что первая часть похода будет нелёгкой и даже опасной, и поэтому волновалась. Переживала, сумею ли преодолеть трудные участки, которые точно будут.
Поход начался спокойно и легко. Любуясь утренними видами пустыни, мы прошли по красивой тропе над ущельем.
Раннее утро. Вышли в поход.
Шаар Ашмадай. Ворота Дьявола.
Рёбра Малого Кратера. Нам предстоит подняться на высоту, что правее светлого русла.
Идём по размеченной тропе вдоль красивого безымянного ущелья.
Вадим и Алина.
Затем мы вышли на красную джиповку и вскоре, в соответствии со скачанным в телефоне треком, повернули направо в русло нахаля. Это было начало подъёма на рёбра Махтеш Катан.
Моё сердце забилось чаще. «Сейчас начнётся», — думалось мне. И точно, первое препятствие не замедлило появиться. На пути возник отвесный водопад метров 5-7 высотой, и его надо было обойти слева по крутому сыпучему склону.
Алина взлетела на склон, как горная лань. Сергей поднялся правее, и я видела, что ему пришлось немного поднапрячься. Леонид поднялся чуть левее без проблем. Такие они, мои друзья, ловкие и смелые.
Увидев этот обход, Эмма и Вадим решили отказаться от авантюрного восхождения на стену Махтеш Катан, что было весьма благоразумно. Они нас покинули и пошли гулять по окрестностям в своё удовольствие.
Я же решила не сдаваться и осталась, хоть склон меня очень пугал своей крутизной, и я не смогла своими силами подняться там, где поднялся Сергей. У меня никак не получалось, сколько я ни пыталась. Нужно было преодолеть выступ, но я не могла подтянуться на него, так как зацепиться было не за что, вся порода сыпалась под руками.
Тогда мои друзья бросили мне верёвку (она у нас была), и с помощью верёвочки я залезла на сыпучий склон и обошла водопад. Забегая вперёд скажу, что это было единственное серьезное препятствие на маршруте. Весь оставшийся путь я прошла без посторонней помощи. А путь этот был труден. Кроме очень крутых подъёмов, он включал обходы водопадов по сыпучим склонам по узким козьим тропам. Таких обходов было несколько. Осторожность и еще раз осторожность! После падения в походе в мае прошлого года я теперь очень остро вижу опасные места. Они прямо-таки лезут мне в глаза. А раньше я бы их прошла и не обратила особого внимания.
Свернули в нахаль. Это начало подъёма на рёбра.
Водопады в нахале на пути нашего подъёма.
Обход водопадов по козьим тропам.
Обход водопада.
Русло нахаля, по которому мы поднимались, постепенно становилось всё круче. Водопады закончились, и теперь мы карабкались по болдерам.
Русло нахаля превратилось в каменистое и болдерное. Наш путь — вперёд и влево, за крайнюю левую горку.
Вскоре мы свернули влево. По крутейшему склону поднялись наверх, тут же спустились вниз, в углубление, похожее на мелкое вади и продолжили по нему подъём прямо.
Взгляд назад. Виден нахаль, по которому мы поднялись.
Поднялись вдоль скальной стены. Траверсируем склон. Алина спускается в мелкое вади, по которому предстоит продолжить подъём.
Красивые и причудливые скалы привлекли моё внимание.
Спуск в мелкое вади с целью продолжить по нему подъём.
Вместо подъёма по мелкому вади Сергей решил подняться вдоль скалы, которую я назвала «Спина Динозавра».
Поднявшись по углублению (или вдоль «Спины Динозавра»), мы повернули влево на ребро.
Теперь мы поднимались в лоб по ребру, по ровному крутому склону, к счастью — не скользкому.
До высокой точки, где нас с Сергеем уже поджидали Алина и Лёня, оставалось пройти совсем немного.
Я чувствовала себя, как в Непале при подъёме на перевал. Нужно преодолеть каких-то 100-150 метров по длине, но сил почти нет. Хорошо, что здесь хоть не было симптомов высоты — слабости мышц и так далее.
Немного усилий, крутой предвершинный взлет преодолён, и я подхожу и к Алине и Леониду.
Сергей тоже вскоре присоединяется к нам. Отдыхаем и любуемся видами.
Подъём по ребру Махтеша. Подъём крутой, но преодолимый. Осталось несколько десятков метров до вершины.
Взгляд назад.
Взгляд назад. Высоко мы забрались, однако!
Хорошо виден Сакин Аруха, куда мы потом пойдём. Он — в центре слева, выглядит, как дуга.
Махтеш Катан. Рёбра и внутренне плато.
Рёбра Махтеша Катан.
Тут мы видим, что совсем рядом находится вершина ребра, до которой мы не дошли. Называется она «Некудат гова 301 м» (высотная точка).
Разумеется, Алина и Леонид решают подняться на эту вершинку и идут туда.
Мы же с Сергеем отказываемся от этой затеи и начинаем спуск. Спуск проходит по крутому руслу нахаля, заполненного болдерами. Иногда встречаются водопады, по которым можно легко спуститься.
Спуск по руслу нахаля очень и очень крут. Я иду осторожно и медленно, понимая, что можно оступиться и упасть, а мне это совсем не нужно.
Вскоре Алина и Леонид нас догоняют, и мы идём вместе.
Начали спускаться. Спуск проходит по крутому нахалю.
Спуск по нахалю.
Спуск. И опять виден Сакин Аруха, но в тот момент я этого не знала.
Взгляд назад. Болдерный спуск.
Продолжение спуска.
Лёня на водопаде.
Водопад «Лестница Якова». Название придумал Лёва, легендарный походник Израиля.
Через некоторое время мы подходим к большому водопаду, который обходится слева по узкой расщелине, очень крутой и заполненной булыжниками.
Выход в в расщелину был для меня нелёгок. Съезжала на пятой точке.
Начало спуска по расщелине тоже было трудным. Камни ползли под ногами. Опять ехала на попе. Порвала штаны, ну да Бог с ними. Потом удалось встать на ноги и осторожно продолжить путь на на двух конечностях.
Тропа к расщелине, по которой обходится большой водопад.
Продолжение нахаля. В его русло мы скоро спустимся, и тогда закончатся мои мучения)).
Подходим к знаменитой расщелине.
Расщелина. По ней мы спустились.
Расщелина. Вид снизу.
Расщелина. Вид снизу. Спустились. Все трудности уже позади.
Преодолев экстремальненький спуск по расщелине, мы оказались у подножья большого водопада. Водопад грандиозен! Это огромная стена, высокая и широкая, не очень похожая на водопад, но ясно видно место, где во время наводнения течёт вода.
Расщелина при взгляде на неё снизу тоже очень впечатляет.
Кстати, чтобы увидеть грандиозный водопад и расщелину, надо свернуть с красной джиповки и немного пройти по нахалю. Каждый может, но не каждый об этом знает. А водопад красив и необычен!
Арка на вершине водопада.
Большой водопад. Впечатляет!
После отдыха и перекуса продолжаем поход. По вади выходим на джиповку и поворачиваем налево.
Проход по руслу. Взгляд назад на водопад и рёбра.
Подъём на рёбра и спуск вниз занял у нас 5 часов! К этому времени я была ужасно уставшая, спуск вынул из меня все силы. Именно спуск, а не подъём.
Мы с Лёней подумали, что лучше всего сейчас вернуться на стоянку и закончить в поход. Ничего больше уже не хотелось. Впечатлений у меня и так было «выше крыши»
Однако, Алина сказала: «Продолжаем трек!».
Мы и продолжили. Пошли искать «Сакин Аруха», и со второй попытки нашли.
Пошли по сакину. Виды вокруг красивые.
Тропа по Сакину узкая, кое-где очень узкая. Иногда она проходит по самому верху, а иногда по крутому склону, по сыпухе.
Шли и шли… Предполагаемый зуб на сакине, который стал препятствием группе Лёвы, был виден вдали.
Идти до него была далеко.
Сакин Аруха.
Взгляд на Шаар Ашмадай с Сакина Аруха.
Вид на юго-восток с Сакина Аруха.
Вид на север с Сакина Аруха.
Сакин Аруха — очень длинный, и идти по нему надо было с большой осторожностью. Я шла, выбирая каждый шаг, и чувствовала постоянное напряжение и даже страх. Не могла расслабиться и наслаждаться видами и ходьбой. Поэтому в какой-то момент я предложила закончить хождение по сакину и повернуть назад.
Все согласились. Теперь весь пройденный по «ножу» путь мы прошли в обратном направлении. Спуститься с сакина не пытались, хотя можно было.
Затем по тропе с зелёной разметкой мы дошли до стоянки.
На том наш поход и закончился. Был он для меня нелегким, а Алина сказала, что совсем не устала. Ну что же, все мы разные.
Возвращаемся по Сакину Аруха назад. «Хватит, натерпелись!» (Шучу).
Маок на нахаль Хацера возле Шаар Ашмадай.

Пройти весь намеченный маршрут мы не успели. Надо будет вернуться и пройти по Сакину Аруха со свежими силами. Сакин этот очень красивый, длинный и необычный.
Я счастлива, что сумела подняться на стену Махтеш Катан, хоть и было мне временами ох, как неуютно и я молила Бога, чтобы всё хорошо закончилось, и чтобы я не навернулась с какой-нибудь крутой сыпухи.
В тот день я думала, что больше никогда не пойду на такой опасный и трудный маршрут, однако сейчас, по прошествии трёх дней, моё мнение изменилось. Пожалуй, пойду. Если кто-нибудь позовёт 🙂 .
Маршрут на Страве.
https://www.strava.com/activities/6594443268
Лена, обалденные виды с высоты, я могу только мечтать побывать в этих местах! Маршрут действительно не лёгкий и долгий, что бы Алина ни говорила. В Наступающем году желаю Вам отличного здоровья и сохранить настроение и тягу к таким походам — очень уж красиво (хоть и сложно для преодоления) всё на фото выглядит, а в живую…
Спасибо, что делитесь здесь этой красотой!
Привет, Ирина! Как дела?
Приятно получить отзыв от вас. Этот маршрут действительно был особенным и выделялся из череды обычных походов. По крайней мере — лично для меня.
Очень правильная мысль вами высказана — сохранить настроение и тягу к походам. Я тоже об этом думаю, это так важно — не потерять с годами интерес к походам и оставаться на плаву.
С Новым 2023 годом и счастья вам в новом году!!!
Лена, спасибо, всё хорошо! С Новым годом и пусть исполняются Ваши самые смелые планы и маршруты!!!