Прекрасный Стокгольм, город на островах. Интересно и впечатляюще. Путешествие с сыном. Август 2023.

На этот раз в рамках своего проекта «Столицы Европы» я посетила великолепный Стокгольм, столицу Швеции.

Почему Стокгольм?
Сказать честно, в 2023 году ехать в какую-либо столицу Европы я не собиралась. На этот год было уже запланировано пять поездок за границу, и это более, чем достаточно.
И тут в конце июня, когда когда за плечами было уже три поездки, а впереди две, и среди них Непал — главное путешествие года, мой сын заявляет, что хотел бы съездить вместе со мной в какую -либо столицу Европы, как два года назад мы ездили в Варшаву.
Сыну отказать невозможно. Выбрали даты и стали искать подходящие билеты куда-нибудь. Но конечно предпочтение отдавалось северным странам, хотелось сбежать от надоевшей жары.
Подумали про Хельсинки, но туда не было удобных полётов. А в Стокгольм удобный полёт нашёлся, и не очень дорогой.
А что, Стокгольм — это отличный вариант. Побываю в Скандинавии, где я ещё не была.
Таким образом, к моему годовому плану из пяти путешествий прибавилось еще одно, шестое. Стокгольмом я раньше не интересовалась, не было повода. А тут стала изучать тему и обнаружила, что город расположен на 14-ти островах озера Меларен, и уже один этот факт вызвал во мне огромный интерес и желание поскорее его увидеть.
Итак, билеты приобретены, и я стала искать гостиницу. Как всегда, гостиница должна быть в самом центре, чтобы ходить пешком до большинства достопримечательностей.
Цены «кусались», ведь Швеция — дорогая страна, но я решила, что всё-таки нужно заказывать гостиницу в самом центре и с хорошими отзывами, пусть и дорогую.
Заказала гостиницу Downtown Camper, и забегая вперёд, скажу, что выбор был великолепным. Гостиница в отличном месте, всё рядом, номера хорошие. Цена была далеко не маленькая, но всё ещё не такая уж высокая. Приемлемая.
И вот пришло время собрать чемодан и отправиться в путь.

24 августа, четверг. День первый. Полёт в Стокгольм. Первая прогулка по городу.

Летели компанией Royal Jordanian.
Вылет был в 8:25. Сначала летели в Амман, столицу Иордании, а затем в Стокгольм.
Вышли из дома в 05:30. Такси Gett опоздало на 6 минут, они искали другого водителя. Но ничего, не страшно. Мы успели.

Самолёт в Амман был практически пустой, человек 30-20, не более. Летели 35 минут.
Ещё на земле раздали еду, которая включала пирожок и напиток. Жене пирожок очень понравился.
Аэропорт Аммана большой и современный. Коннекшн был 1 час 40 минут, и мы успели прогуляться.
Полёт в Стокгольм длился пять часов. Самолёт был полный. Кормили вкусно, как и положено, но горячие напитки не дали под предлогом турбулентности.
Приземлились в Стокгольме в 15:15, по расписанию. Долго стояли в очереди на паспортный контроль. Работало всего 2 кабинки. Нас спросили, где останавливаемся (название гостиницы) и после этого сразу пропустили в Швецию.
Остановку автобуса компании Flygbussarna, на котором можно быстро доехать из аэропорта Арланда в центр города, мы нашли сразу. Билет стоил примерно 50 шекелей на человека (149 крон). Расстояние до Стокгольма всего 42 километра, но ехали мы их очень долго, более часа. Большие пробки и на междугородном шоссе, и внутри города.
Из автобуса высадились на конечной остановке (Cityterminalen) и пешком пошли в гостиницу. Идти примерно 800 метров.
Гостиницу Downtown Camper сети Skandic мы нашли без проблем. Расположена она рядом с площадью Сергельторг.
Гостиница большая, в ней много туристов, и жизнь кипит. Чувствуется, что это популярная и известная гостиница в Стокгольме.
Номер получили на седьмом этаже. Номер хороший, со стильным дизайном. Из окна виден острый купол церкви Святой Клары. В номере есть широкий подоконник, на котором можно лежать и смотреть в окно, и даже спать при желании (есть матрас и подушки). Подоконники — это особенность данного отеля, его визитная карточка.
Заселились мы около 18 часов, немного отдохнули и в 19:00 уже вышли на первую прогулку по Стокгольму.
Я чувствовала сильную усталость, так как накануне полёта работала допоздна и спала всего 3 часа.
Первое впечатление — восторг и красота! Погода великолепная. Ясно, нет дождя (а обещали!). Голубое небо и сероватые облака, подсвеченные солнцем. Наблюдали потрясающий закат.
Прогулялись по пешеходной улице Дроттнинггатан, потом пошли к королевскому дворцу.
Повторюсь, что Стокгольм расположен на островах озера Меларен. Острова соединены мостами. Куда ни глянь — везде вода: заливы или протоки. И мосты, мосты, мосты, красивые и разные. Просто балдёж! Красиво и необычно!

Прошли пешком до острова Скеппсхольмен, прогулялись по нему, а затем по мостику перешли на маленький островок Кастеллхольмен. Здесь на холме расположена крепость Кастеллет.
Отсюда был виден луна-парк Грёна Лунд, весь в красивых огнях. А рядом с ним статуя Жирафа, сооружённая на основе строительного крана. Полюбовались на всё это и пошли назад.
Всё очень интересно, мы с любопытством смотрим вокруг. Стокгольм! Как здорово гулять по незнакомому прекрасному городу и делать свои маленькие открытия.

По дороге назад мы принялись искать, где бы поесть. Но с этим здесь проблемки. Никакого заведения Fast food нам не встретилось. Даже Макдональдс не попался. И в 21:00 большинство кафе уже закрыты.
Наконец рядом с нашей гостиницей мы обнаружили кафе сети Waynes Coffee, которое ещё не закрылось.
Там мы миленько поели: сэндвич с салатом и запеканка со шпинатом и сыром фета и тоже с салатом. А также чай в большом стакане и напиток. Очень здорово поели! Мне так понравилась эта запеканка со шпинатом, что я её вспоминала всё путешествие.
А затем спать! Спала я отлично, как убитая. Целых восемь часов подряд.

Наблюдение: люди в нашей гостинице одеты очень добротно и элегантно, не абы как. Отглаженные костюмы, рубашки. Видим в лифте таких нарядных людей, одетых «с иголочки». Позже я поняла — это потому, что в этой гостинице в каждом номере есть свой утюг и гладильная доска.

25 августа, пятница. День второй. Музей «Васа». Остров Дьюргарден. Остров Кунгсхольмен.

Позавтракали в гостинице. Завтрак с моей точки зрения был великолепнейший (Жене понравился меньше). Чего там только не было! Большой выбор сыров и мясных изделий, выпечка, панкейки, бельгийские вафли, блины, фрукты и т.д. Даже селёдочка была — геринг. Короче — гастрономический праздник. Стоимость такого завтрака 75 шекелей (225 крон).
После завтрака — продолжение прогулок по Стокгольму.
Пешком пошли на остров Дьюргарден. По пути останавливались у интересных мест.

На Дьюргардене расположено много музеев, поэтому его можно назвать «музейный остров».
Первым делом мы направились в музей корабля «Васа», так как слышали о нём и считали, что его обязательно нужно посетить.
К музею «Васа» подошли в 11 часов. Нам повезло — купили билет и вошли без очереди. А когда мы через два часа выходили из музея, на входе уже стояла длинная очередь.
«В музее представлен корабль Васа, затонувший в Стокгольме во время своего первого плавания 10 августа 1628 года. Через 333 года, проведённых на морском дне в Стокгольском порту, он был поднят, чтобы продолжить своё путешествие — стать музейным экспонатом. Сегодня Васа — это самое хорошо сохранившееся судно XVII века в мире. Корабль богато украшен сотнями резных скульптур и на 98% состоит из оригинальных деталей.»
Зайдя в музей мы сразу попали на просмотр 17-ти минутного фильма о Васе. Из фильма мы узнали, что корабль затонул, проплыв всего один километр от причала. Затонул вследствие технических ошибок при строительстве: он был слишком высоким и слишком узким. Меня это очень потрясло, так как идя в музей, я ничего не знала об этом корабле.
«Корабль «Васа» явился первым крупнотонажным судном, построенным в Швеции, и был призван продемонстрировать величие короля Густава Васы и его владычество на Балтийском море. Несмотря на фиаско этого замысла, труд создателей галеона не пропал даром: корабль превратился в одну из наиболее посещаемых достопримечательностей Стокгольма». (Из путеводителя).
Музей фундаментальный, основательный, интересный, необычный и популярный. Народу было очень много.
Мы обошли всё, что смогли. Рассмотрели корабль Васа со всех сторон, со всех семи этажей. Немного устали.
Через два часа мы покинули музей Васа и вышли на свежий воздух. Визитом остались довольны.

В музее «Васа».
Музей Северных стран, или Скандинавский музей. Здание музея — выдающееся по красоте!

После «Васы» мы хотели пойти в музей АВВА. Подошли к нему, но там стояла большая очередь. И мы решили прийти в другой день, предварительно заказав билеты по интернету.
Далее пошли просто гулять по острову Дьюргарден и искать интересные объекты. Остров большой, есть, где разгуляться. За один день всё и не обойдешь.
Гуляя, набрели на какой-то вход, откуда отправлялся фуникулёр в гору. В тот момент мы ещё не знали, что это вход в музей под открытым небом «Скансен» (вывеску не заметили). Вход стоил немало, и мы решили пока туда не ходить, а продолжить нашу спонтанную прогулку по парку. Позже я прочитала, что «Скансен» — довольно интересный музей, и нам с Женей захотелось там побывать. Но, к сожалению, осуществить это желание не удалось, так как не хватило времени.
Мы отлично прогулялись по острову Дьюргарден. Прошлись по тропе вдоль озера. Спустились к самой воде, попробовали её на вкус и убедились, что вода пресная. А то были у нас сомнения, может это солёная морская вода.
Подошли к дворцу Руссендаль, осмотрели его и парк вокруг него.
А после этого направились в центр острова и попали в настоящий лес. Сделали небольшой кружок по тропинкам этого леса. Это было здорово — вдруг оказаться на природе, среди больших деревьев!
Произведение современноо искусства на острове Дьюргарден.
Скульптура из бронзы на зимнюю тему, установленная среди леса.

Завершив прогулку по лесу, мы перешли по пешеходному мостику на другой берег озера и пошли пешком в центр города. Это была приятнейшая прогулка. Мы видели немало интересного, и даже ковёр из полевых цветов. Цветы меня просто умилили. Конец августа, а здесь, в северных краях, они до сих пор цветут!
Полевые цветы Стокгольма.

Надо заметить, что сегодня Женя собрался посетить турнир Magic и поиграть с местными шведскими ребятами. «Magic — это  коллекционная карточная игра, созданная американским математиком Ричардом Гарфилдом в 1993 году и издаваемая Wizards of the Coast. Magic имеет звание «Самой популярной карточной игры»». (Подробне можно прочитать в википедии: https://ru.wikipedia.org/wiki/Magic:_The_Gathering).
Женя играет в Мэджик очень давно. Это его очень сильное хобби. И конечно он очень хотел попасть на турнир, который проводится по всему миру каждую пятницу. В Израиле он регулярно участвует в таких турнирах, а побывать на турнире в Швеции, в Стокгольме — это особенное впечатление. Женя нашёл магазин, в котором по идее должен проводится турнир, и мы поехали туда. Магазин называется «Dragon’s Lair» и расположен он на острове Кунгсхольмен. Пешком от острова Дьюргарден идти туда далековато, и мы решили поехать на метро. А поскольку оно здесь знаменитое, получится экскурсия.
Метро Стокгольма — это отдельная песня. Оно известно необычным оформлением некоторых станций (в основном центральных), вырубленных прямо в скалах. Метро Стокгольма называют «самой длинной художественной галереей в мире». Это заметная достопримечательность, рекомендуемая к посещению. Большинство интересных станций расположено на синей линии.
Кстати: «Три станции Стокгольмского метрополитена вошли в рейтинг самых впечатляющих железнодорожных подземных станций Европы по версии британской газеты The Daily Telegraph: «Сольна-Сентрум», «Стадион», «Т-Сентрален».
Вход в метро мы искали долго. Казалось, чего уж проще. На карте Мапс.Ми указано место, но метро мы там не обнаружили. Видимо, с толка нас сбил тот факт, что метро здесь обозначается большой буквой Т (Тunnelbana). А мы-то по привычке искали обозначение М (Метро).
Изрядно поплутав, мы наконец-то нашли западный вход станции Кунгстрэдгорден. Расположен он на первом этаже высотного здания. И мы по интуиции распознали, что это и есть вход в метро.
Осмотрели оформление станции и поехали. Ехали по синей линии, той, где большинство интересных станций. Но времени их рассматривать у нас не было, и по пути мы сошли лишь на одной: Т-Централен. Осмотрели её и опять поехали дальше.

Приехав в нужное место, мы благополучно нашли Женин магазин «Dragon’s Lair» и узнали, что турнир Мэджик состоится.
Затем очень миленько поужинали в уютном кафе азиатской пищи, где получили в подарок суп и чай. Вкусно, недорого и приятно.
После этого Женя пошёл играть, а я пошла пешком в гостиницу.
Моросил мелкий дождик, и я даже открыла зонтик. Шла по Стокгольму и получала удовольтвие. Было хорошо на душе!
По пути посетила парк Ратуши — очень красивое место на самом берегу озера. И осмотрела Ратушу снаружи.

В гостиницу пришла в 19 часов. Страшно уставшая, просто «убитая», совсем без сил. Но довольная. Свалилась отдыхать.
Слишком много новой информации сегодня. В музее Васа было потрачено много энергии, он очень содержательный. Там было много людей, а это утомляет.
И ходили мы сегодня довольно много, прошли 20 с лишним километров.
Стокгольм — потрясающий. Я уже неплохо ориентируюсь в нём.
Очень, очень много всего! Голова идет кругом!
Ну всё — отдыхать.
Женя вернулся в 22:50. Занял на турнире второе место из 16 участников. Получил новую карту Мэджик. Очень доволен.

26 августа, суббота. День третий. Гамла Стан и остров Сёдермальм.

Когда я ездила в Бухарест и в Мадрид, я один день отводила для поездки за город, чтобы сменить обстановку и увидеть дополнительные интересные места. Так и в Стокгольме мы хотели куда-нибудь поехать и запланировали поездку в город Уппсала.
Но погуляв полтора дня по Стокгольму, решили в Уппсалу не ехать, а провести все отведённые нам три дня в Стокгольме. Здесь очень много интересного, того, что можно и нужно посмотреть. Даже этих трёх дней не хватит. Зачем ещё куда-то ехать?!
То, что подходило к Бухаресту и к Мадриду не подходит к Стокгольму. И там я была пять ночей и четыре полных дня, а здесь только четыре ночи и три дня. Я как-то не учла этот факт, когда «собиралась» в Уппсалу.
Сегодня я сделала утреннюю прогулку. Прошла по пешеходной улице Дроттнинггатан до площади, где находится Концертный зал Стокгольма. На этой площади базируется рынок. Вот и сейчас шла подготовка к торговле: завозились товары, в частности цветы и грибы (кажется — лисички).

После ходьбы был опять очень сытный завтрак в нашей гостинице. Наелись до отвала! (Ну нельзя же так!))
В 11 часов встретились с Жениным учеником Нельсоном (13 лет) и его мамой Дорит в назначенном месте на улице Кларабергсгатан. Они переехали в Стокгольм два года назад и любезно приняли приглашение Жени встретиться. Очень приятные люди!
Вместе с ними мы побывали в кафе Vette Katten, куда предложила пойти Дорит. Очень стильное стокгольмское кафе, нам очень оно понравилось. Мы с Женей взяли только лёгкие напитки, а Дорит — кофе себе и знаменитую шведскую булочку с корицей для Нельсона. Нельсон быстро ушёл по своим делам, а булочка досталась мне. Она была обалденно вкусная (я её съела позже).

Кафе Vete Catten (Знай кота).

Затем мы прогулялись вместе по улицам Стокгольма, а вскоре Дорит попрощалась и пошла по своим делам. Встреча была хоть и короткая, но очень приятная.
Мы с Женей пошли в Гамла Стан, ведь мы ещё там толком и не были.
Гамла Стан — это исторический старый город Стокгольма. Это очень красивый старый город, в лучшем понимании этого слова. Изящные фасады старинных домов, узкие улочки с колоритными ресторанами и яркими сувенирными магазинами, храмы, площади. Всё это производит приятное впечатление и дарит радость.
В Гамла Стан расположен Королевский Дворец, и когда мы оказались возле него, там как раз началась церемония смены караула. И нам посчастливилось увидеть это красивое зрелище, причём абсолютно случайно.
***Смена караула у Королевского Дворца происходит каждый день в 13:15.
Церемония у Королевского Дворца.

Затем мы продолжили прогулку по Гамла Стану.
Побывали на главной площади Сторторгет и возле Кафедрального Собора.
Прошлись также по самой узкой улочке Стокгольма — Мартен-Тротцигс-гренд, всего 90 см шириной и с 39 ступеньками.
Площадь Сторторгет в Гамла Стан. И знаменитые два дома — визитная карточка Стокгольма.

Гуляем по Гамла Стану.

Самая узкая улочка Стокгольма.

Гамла Стан — очень живописный исторический район, типичный центр города, заполненный толпами туристов. В этот субботний день народу на узких улицах Гамла Стана была тьма-тьмущая. Не протолкнуться. Поэтому мы поспешили покинуть это место и пошли гулять по острову Сёдермальм.
Женя хотел попасть в музыкальный магазин, и Дорит посоветовала такой магазин, расположенный на этом острове.
Мы прошлись по пешеходной торговой улице и нашли искомый магазин. Провели в нём немало времени. Женя получил удовольствие и даже сделал хорошую покупку (микрофон).
Женя в магазине музыкальных товаров на острове Сёдермальм.

Затем мы пошли в район морского порта Стадсгорден (Viking Line Terminal).
По дороге осмотрели и посетили церковь Katarina Kyrka. Интерьер в ней оформлен в современном модерновом стиле.
Затем мы случайно набрели на храм Sofia Kyrka, очень красивый и необычный внешне, с красивым парком вокруг. Мы зашли внутрь храма и увидели репетицию вокального ансамбля. Очень дущевно они пели! Мы послушали…
Сегодня день счастливых случайностей. Сначала смена караула, а теперь — репетиция ансамбля.
Всё очень, очень интересно. Мы гуляем! Дождя, к счастью, нет, хоть и обещали.
Sofia kyrka. Церковь Софии.

Затем мы продолжили прогулку в направлении морского порта и по пути побывали на двух смотровых площадках, расположенных в лесопарке. Чтобы побывать на второй из них, пришлось преодолеть небольшой, но крутой подъём по благоустроенной тропе.
Мы полюбовались красивыми видами, побывали на природе среди зелени, вдохнули свежего прохладного воздуха. Очень здорово!
Затем спустились в морской порт и посмотрели с близкого расстояния на огромные паромы, которые готовились к отплытию в Финляндию.
Затем пошли пешком в свою гостиницу. Моросил дождик, но он не мешал, и мы даже зонт не открыли.
Расстояние от порта до гостиницы 3,5 километра, и их мы прошли на одном дыхании, любуясь на виды Стокгольма.

Вид со второй смотровой площадки на морской порт и острова Стокгольма (северо-восток).

Вернувшись в гостиницу, я пошла отдыхать и переваривать впечатления. А Женя пошёл в холл, чтобы принять участие в важном турнире по Мэджику, проводимому по интернету.
Турнир Женя проиграл, вернулся немного расстроенный и предложил пойти повеселиться в какое-нибудь заведение с живой музыкой — выпить пива, запить своё разочарование от проигрыша.
Найти такое место было непросто, так как было уже довольно поздно. В одном из таких заведений, куда мы пришли, живая музыка была, но свободных мест для нас не нашлось.
В результате мы пошли в испанское кафе тапасов рядом с гостиницей. Там играла музыка, были весёлые посетители, весёлые официанты и вкусная еда. Очень миленько провели мы остаток вечера.

27 августа, воскресенье. День четвёртый. Музей АВВА и круиз «Мосты Стокгольма».

Сегодня по прогнозу нам пообещали отличную погоду — временами солнечно и без дождя.
Этот факт определил наш выбор: мы решили сделать круиз на кораблике вместо посещения музея Skansen, музея под открытым небом.
Прямо утром я заказала по интернету круиз на 14:15. На сердце полегчало, уж очень хотелось мне совершить водную прогулку, и вот она состоится!
(Сайт дла заказа круизов на корабликах в Стокгольме : Stromma.com).
Сегодня мы первым делом идём в музей АВВА. Билеты заказали заранее, по интернету. Время выбрали 10 часов, прямо к открытию.
Завтракать в гостинице не захотели — так наелись за два дня, что всю охоту отбило)). Решили, что позавтракаем в каком-нибудь кафе по дороге в музей.
Вышли примерно в 8:30 и пешком пошли на знакомый уже нам остров Дьюргарден, где расположен музей АВВА. В этот ранний час, да ещё и в воскресенье, все кафе ещё были закрыты, поэтому найти место, где позавтракать, было непросто. Но мы нашли и мило позавтракали. Это было приятное кафе у воды рядом с мостом, ведущим на остров Дьюргарден. Съели по сытному тосту с великолепным сыром и выпили крепкий кофе.

Утром по выходным дням, когда мало машин, в Стокгольме проводятся конные прогулки.

Затем мы отправились в музей и одними из первых зашли в него.
Если кратко — музей АВВА мне очень понравился. Подробно описать все впечатления трудно, так как их много.
Группа АВВА — это моя молодость! На меня нахлынули воспоминания и ностальгия. Как же мы заслушивались их песнями! Мой дядя Гера, брат мамы, просто обожал группу АВВА, можно сказать — боготворил, собирал их пластинки.
Музей ABBA построен очень интересно. У нас был аудиогид, который давал нужную и подробную информацию (у меня был на русском, что просто здорово).
В кабинке для карайоке мы вместе с Женей спели песню Mamma Mia. Женя пел от всей души и заслужил аплодисменты посетителей, ожидающих за шторкой.
Женя также выступил на сцене вместе с участниками группы АВВА, образы которых проецировались на экране. Он двигался под музыку той же песни Mamma Mia и тоже вызвал бурные аплодисменты зрителей.
Мне особенно понравился короткий фильм, показывающий выступление группы АВВА на Евровидении 1974 года с песней Ватерлоо, занявшей первое место. Это живая запись этой песни и этого выступления, поэтому она особенно трогает за душу. Ведь это выступление было судьбоносным в их карьере — с этого момента начался триумф группы АВВА. Также показывается голосование и объявление результатов. Очень волнующе. Я просмотрела этот фильм раза три.
Поём «Мамма Мия».

Посещение музея было насыщенным и интересным. Мы провели там два с половиной часа, а можно было и больше. Но мы немного приустали от обилия информации. И в 14:15 нас ждал кораблик, нужно было уходить.
В заключение я сделала крупную покупку в магазине музея — купила роскошный жакет с турне АББЫ по Японии. Стоил он аж 600 шекелей. Но не жалко, это — вещь!

Затем мы поспешили на кораблик. Место посадки нашли без труда. Очередь на посадку была большая. Нам удалось занять место на открытой части кораблика. Внутри душного салона сидеть не хотелось.
Народу в открытой части набилось очень много. Все хотели места на воздухе и хотели смотреть на Стокгольм не через стекло. Сидели вплотную друг к другу, люди из разных стран. Немного непривычно это было.
Круиз назывался «Under the Bridges of Stockholm» (Под мостами Стокгольма). Длился он два часа, что было идеально — не много и не мало.
Мы проплыли рядом с разными островами Стокгольма и, разумеется, под мостами. Проходили шлюзование, когда нужно было переплыть из моря в озеро Меларен, так как уровень озера выше уровня моря.
У меня был аудиогид на русском, у Жени — на английском. Рассказ аудиогида был увлекательным и интересным. У меня было чувство, что это настоящая экскурсия по Стокгольму с гидом.
Великолепная погода, потрясающие виды, одним словом -шикарный круиз! Очень понравился!

Крепость Кастеллет на острове Кастельхольмен. На экскурсии мы узнали, что поднятый над крепостью флаг Швеции означает, что в стране царит мир. Флаг поднимается и опускается каждый день.

После круиза мы заскочили на часок домой, а затем опять пошли гулять.
Прежде всего нужно было подкрепиться, и мы это сделали в заведении недалеко от гостиницы. Это такое заведение быстрой еды, где собраны под одной крышей 8 разных ресторанов. Каждый из нас выбрал еду по своему вкусу. Женя нашёл там то, что давно искал и не находил в Израиле — азиатский суп «Рамен». Ел его и нахваливал. Теперь готовит такой суп дома и угощает меня.
Затем мы пошли в метро, нужно было завершить начатое — увидеть ещё несколько красивых станций. Интересных и красивых станций много, но мы смогли посетить в этот раз только две. Особенно мне понравилась станция Стадион, на которой на скале нарисована яркая радуга. Я вообще неравнодушна ко всему цветному.

После прогулки по станциям метро — отдых в номере и сборы в дорогу. Завтра улетаем домой.

28 августа, понедельник. День пятый. Прощальная прогулка по Стокгольму и полёт в Тель — Авив.

Сегодня мы уезжаем домой. Номер нужно сдать до 12 часов, и это здорово, что не раньше. Как раз в 12 часов мы пойдём пешком на автостанцию и поедем в аэропорт. Самолёт вылетает в 16:45.
На завтрак пошли в понравившееся нам кафе Vette Katten. К сожалению, основные блюда (салаты, свежие хлеба и т.д.) подаются только с 11 часов. А утром — сэндвичи и готовые десерты.
И тут я увидела варёное яичко с икрой в маленьком тюбике. И взяла его!
Там был ещё роскошный сэндвич с огромным количеством креветок, но его я заметила поздно — уже наелась яйцом и тортом. А брали мы торт «Принцесса», знаменитый шведский торт. Потрясающе вкусный!
****Торт «Принцесса» с марципаном – классический шведский тортик, в котором чередуются нежный бисквит, джем, заварной крем и сливки. Покрывается торт тонко раскатанным марципаном – так, чтобы верхушка стала гладкой и округлой. Марципан обычно бывает зеленого цвета (реже розового). Сверху тортик венчает марципановая розочка и легкий иней сахарной пудры. Называется так, поскольку принцессы (Маргарета, Марта и Астрид) очень любили этот торт.

В оставшееся до 12-ти часов время мы успели немало.
Прогулялись по центру и зашли в Икею (городской филиал). Хотелось увидеть любимый всеми магазин на его родине, в Швеции. Увидели. Ничем не отличается от нашего, только меню в ресторане совсем другое.
После этого зашли из любопытства в спортивный магазин XXL. Я купила термос фирмы Stanley. У нас они очень дорогие, а здесь термос 0.5 литра стоил мне всего 80 шекелей. Хоть и не очень нужен, но пусть будет)).
Затем пошли на набережную, увидеть ещё раз Гамла Стан и попрощаться со Стокгольмом. И по пути случайно прошли рядом с Оперным театром. Таким образом, ещё одну достопримечательность открыли для себя.

Затем, хоть и не была голодна, я всё-таки отведала в Икее традиционное шведское блюдо: картофельное пюре с брусничным вареньем и мясными шариками. Обалденно вкусно и совсем недорого — всего 13 шекелей.

Порция в Икее. Шведская кухня.

В 12 часов сделали чек-аут в гостинице, пешком дошли до остановки автобуса и поехали в аэропорт.
Полёт был с посадкой в Аммане.
Полёт в Амман прошёл отлично. Мы сидели у аварийного выхода, и было много места для ног. Правда я случайно уронила еду Жени на пол, но это ничего, он всё равно её не ел, так как порция была мясная, а он уже много лет не ест мясо. Слава богу, никто кроме нас этого не заметил.
За время полёта я посмотрела фильм «Восемь гор», 2022 года, призёр Каннского фестиваля. Женя подсказал, как подключиться к интернету самолёта и выбрать фильм. Фильм был с английскими субтитрами, а позже дома я посмотрела его, озвученный на русский язык. Фильм мне очень понравился.
В Амман мы прибыли с опозданием. На наш самолёт в Тель-Авив буквально бежали. Но успели! Нас было человек 15, таких, кто летел из Стокгольма в Тель-Авив через Амман.
В Бен Гурионе была тьма тьмущая людей. Никогда такого ещё не видела.
Багаж ждали долго, примерно один час, или даже больше.
В очереди на такси стояли минут 30. Тоже не припомню такого.
Таксист попался хамоватый. Не додал на сдачу 10 шекелей, сказал, что у него нету. Чисто по-израильски.
Женя написал жалобу на этого таксиста.

В целом -это было пркрасное путешествие.
Ура, ура Стокгольму! Великолепнейший город.

ПРИЛОЖЕНИЕ.
Выводы, наблюдения, цены и т. д.

1. Во время поездки в Стокгольм я познакомилась с понятием ЛАГОМ.
***«У шведов есть своя философия lagom, существующая еще со времен викингов. Лагом — это шведская философия умеренности.
Избегать чрезмерностей, соблюдая баланс во всем – жители Швеции умеют сохранять равновесие между работой и отдыхом, личной и общественной жизнью, пользой и удовольствием.
Шведский стиль жизни lagom лежит в основе национального благополучия.
Довольствоваться необходимым, не перегружая жизнь лишними деталями – главная черта шведского менталитета.
В умеренности и практичности со шведами никто не сравнится. Лагом является отражением национального характера и всего, что близко шведам: рациональное потребление, минимализм в дизайне, практичность вещей, экономия природных ресурсов, социальная ответственность.
Шведская концепция означает “не слишком много, не слишком мало, а в самый раз”.
Шведы поддерживают принципы правильного питания, предпочитая простую и здоровую пищу. На шведском застолье не принято разрезать торт на куски и накладывать друг другу еду в тарелку – каждый сам выбирает, сколько он хочет съесть. Если еда остается на тарелке, это уже не лагом – значит, ты взял больше, чем нужно.
Лагом не приемлет показной роскоши и демонстрации достатка».
Мне очень нравится шведская философия Лагом. Буду стараться её придерживаться. Планета станет лучше, если мы будем жить по этой философии.

2. Люди в Стокгольме одеты очень элегантно и со вкусом. Это бросается в глаза.

3. Дороговизна и цены. Сравнение с Израилем.
Швеция считается дорогой страной, и это действительно так. Но Израиль всё равно дороже!
В Швеции дорогой транспорт.
Дорого стоит вход в музей. Правда, смотря в какой.
Еда дорогая, но всё ещё дешевле, чем в Израиле.
Круиз на кораблике дешевле, чем подобный бы стоил в Израиле.
Отличная гостиница в центре Стокгольма дешевле, чем подобная гостиница в центре Иерусалима.
Некоторые цены:
Одноразовый проезд в метро — 39 крон (13 шекелей).
Проезд из аэропорта Арланда до центра Стокгольма — 149 крон (50 шекелей)
Вход в музей АББА — 300 крон (100 шекелей).
Вход в музей Ваза — 180 крон (60 шекелей).
Круиз на кораблике (два часа) — 360 крон (120 шекелей).
Стоимость одной ночи в номере на двоих в гостинице Downtown Camper — 169 Евро.
Завтрак в гостинице — 225 крон (75 шекелей). Завтрак роскошный.

4. Места, которые не посетили, а хотелось бы посетить. (В следующий раз!)
* Дворец Дроттингхольм. Это как Версаль. Можно приплыть туда на кораблике и гулять целый день.
* Национальный музей Швеции (картины).
* Музей современного искусства, расположенный на острове Скеппсхольмен. По совету Дорит.
* Музей под открытым небом Skansen.
* Ещё музеи. Ещё станции метро. Ещё круиз на кораблике.
* Ресторан — бар в скандинавском стиле Aifur, расположенный в Гамла Стан. Там на входе человек в костюме викинга выкрикивает имя посетителя. Национальная еда и музыка.
* Площадь Стуреплан, знаменитая своим бетонным «грибом», под которым можно укрыться от дождя.
* Поближе познакомиться с культурой викингов. Посетить Музей Викингов.
* Съездить в Уппсалу.
Судя по этому списку, нужно мне приехать ещё раз в Стокгольм и, как минимум, на неделю.
Очень понравился мне этот город!