Поход и ночёвки в пустыне Негев (Борот Лоц). Гора Рош Хурша, нахаль Хурша, древние колодцы. Сентябрь 2022.

Полноценный поход летом в пустыне. Разве такое возможно? Оказывается, что да!
И вот, как это было.

02.09-04.09.2022 ездили мы с Сашей в путешествие на юг Израиля. Сначала хотели поехать на север, но по прогнозу там было очень жарко. А вот на юге, в районе города Мицпе Рамон было прохладнее.
Причина в том, что местность там — это плато высотой 800-900 м над уровнем моря, а значит температура на несколько градусов ниже, чем на уровне моря.
В наших планах было 2 ночевки с приготовлением ужина на костре (важная составляющая, ха-ха), поход на 12-15 км, а затем, утром в воскресенье, купание в море на пляже в Ашкелоне и игра в шахматы там же.
План был богатый, но, к сожалению, не всё удалось выполнить.
Впрочем, обо всём по порядку

2 сентября, пятница.
С утра — подготовка к поездке. Сбор вещей по списку, а вещей нужно брать много: тут тебе и палатка, и матрас, и спальные вещи, и дрова, и еда, и рюкзак для похода.
Успела всё собрать и даже сгоняла в бассейн и проплыла свои 1000 метров. Вот что значит мотивация.
Выехали от Саши в 15:00. Спокойненько так доехали до ханьона лайла Борот Лоц. Ехали на моей машине, так как Саша недавно купил другую машину, очень низкую, и ехать на ней по джиповке проблематично.
На стоянке уже было несколько компаний. Мы поехали в дальний угол, надеясь, что будем там одни. При парковке машины Саша заметил, что чёрный пластик под левой фарой, в котором заключён противотуманный фонарь, отсутствует. Вот незадача! Украли. И я даже не знаю, где. Расстроилась, конечно.
Расположились мы на стоянке, на всех смотрим издалека, радуемся.
Но радость была недолгой. Вскоре поблизости остановилось несколько джипов. А затем к ним приехали ещё штук десять машин, и вся эта толпа обосновалась недалеко от нас. Джипаистская тусовка. Не повезло. Но, как выяснится позже, это были лишь цветочки.
Расчёт, что мы будем в относительном одиночестве на этом ханьоне лайла, не оправдался. В наш дальний угол непрерывным потоком стали стекаться люди.
Парочка французов с серьёзной фототехникой. Приятная семейка с двумя детьми и смешной собачкой. Они, кстати, почти сразу залезли в палатку, и мы их даже не видели, не слышали.
Вскоре подъехали, трое бедуинов на тендере. Они расстелили циновку, расположились на ней полулёжа. Затем разожгли маленький бедуинский костёр, приготовили на нём мясо (был аппетитный запах), поужинали и уехали восвояси. Тихие, приятные бедуины. На ночёвку они не остались. В это время мы ещё не знали, что главное событие этой ночи ждёт нас впереди.
Стемнело. На небе появились звёзды и луна. Звёзд пока было немного.
Подъездная дорога к стоянке хорошо просматривалась. Она спускается с горки вниз.
Я с удивлением смотрела, какое огромное количество машин стекается сюда. Вся дорога была заполнена огнями фар, и это выглядело фантастически. Приехал даже автобус с арабскими туристками. Мы, конечно же, не ожидали, что ханьон Борот Лоц теперь пользуется такой бешеной популярностью.
Мы тем временем приготовили ужин (потушили рыбу в Сашином котелке), поели и стали готовиться ко сну.
А что ещё делать? На ночной стоянке среди пустыни существует отличная возможность выспаться, ведь интернета здесь нет, заниматься особо нечем, поэтому ложимся спать рано.

Легли. Джипаисты вели себя тихо, не мешали нам. У них играла негромкая и очень качественная музыка.
Мы довольно быстро заснули, и всё бы было великолепно, но в 1:30 я проснулась от громкого разговора и не менее громкого раскатистого смеха.
Разговаривали по-арабски и совсем-совсем близко. Я выглянула из палатки и увидела компанию из 5-7 человек (мужчин), расположившуюся на пригорке за официальной границей ханьона.
Они копошились, носили вещи. Я видела надувные матрасы и стулья. При этом они громко и возбужденно разговаривали и смеялись. И это в 2 часа ночи!
По виду это были израильские арабы, а не бедуины.
Вот ведь непруха, принесла же их нелёгкая именно сюда!
Спать было невозможно. Я лежала и слушала, надеясь, что может угомоняться, спать лягуть.
Но нет. Жаркие разговоры и смех только усиливались.
На каком-то этапе они стали кричать: «Аааууу!», и им в ответ издалека раздавалось «Аааууу!». Интересное явление.
Что это было? Саша потом сказал, что так может откликаться шакал. В тот момент он этого не слышал, так как, несмотря на помеху, крепко спал. А я всё равно не спала, поэтому слушала их крики. После каждого ответного «Аааууу!» вся компания громко хохотала.
Но вот зазвенел будильник. Пять утра. Пора вставать и идти в запланированный поход. Состояние ужасное, как будто и не спала вовсе. Но отступать мы не привыкли. Поднялись и принялись за утренние дела.
Нарушители ночного спокойствия тоже собрались и в 5:30 отчалили, оставив после себя незатушенный костёр, гору мусора, и новую кастрюлю с остатками еды. Правда, мусор они поместили в пакеты, а пакеты завязали. Хоть это сделали.

• Вот что оставили ночные гости.

Так прошла ночь на ханьоне лайла Борот Лоц, и её я не забуду никогда.
Кстати, долгожданного звёздного неба, которым славится этот, самый тёмный ханьон в Израиле, не было. После 22:00 набежали тучи и наглухо закрыли все звёзды.

3 сентября, суббота. Поход.
Конечно, начало сентября не совсем подходящее время для походов по пустыне, ещё очень жарко. Но мы решили пойти.
Поскольку поход, который я задумала, должен был проходить на высоте 900 метров, мы рассчитывали, что изнуряющий жары всё же не будет. Пользуясь сайтом Amudanan я сочинила маршрут протяжённостью 15 км. При желании, если будет изнуряющая жара, его можно будет сократить до 12 км. На маршруте были интересные точки, и это добавляло желания идти в поход даже по жаре.

• Карта похода.

Вышли в 7:20, прямо от ханьона Борот Лоц.
Сначала шли по дороге с зелёной разметкой, затем — с чёрной разметкой.
С утра прохладно и дует ветерок. Идти очень приятно, и кажется, так будет всегда. Но солнце неумолимо ползёт вверх и нагревает землю.

• Стоянка Борот Лоц утром.
  • Растение под названием буцин (בוצין). Достигает высоты 2,5 метра.
  • Русло пустынного ручья. Ну разве не красиво?!!

Через три с половиной километра мы повернули направо и, как и было задумано по плану, направились к горе под названием Рош Хурша.
Легко поднялись на эту гору. Высота её 985 метров. С вершины открывается красивая панорама на все стороны света.
На вершине горы, любуясь на окрестности, я как всегда испытала радость, счастье, восторг и благоговейный трепет от красоты и размаха окружающей природы.

• Гора Рош Хурша (справа). К ней мы и направляемся.

• Вид на подъёме на гору Рош Хурша.
  • Подъём на гору Рош Хурша. Взгляд назад.
  • Путь, ведущий на вершину Рош Хурша.

Виды с вершины горы Рош Хурша:

• Вдали виден пограничный переход с Египтом.

Затем мы начали спуск с горы по бездорожью, прямо по хребту. Нам надо было вернуться на размеченную чёрным тропу, находившуюся внизу рядом с нахалем Хурша. Саша спускался иначе, чем я, и ушёл вперёд, пожелав мне быть осторожной.
Спустившись, я попала на берег ручья Хурша. Берега его здесь довольно высокие и крутые, и эту часть нахаля можно смело назвать каньоном.

• Спуск с горы Рош Хурша к ручью Хурша.
  • Ручей Хурша. В этом месте довольно глубокий с крутыми берегами.
  • Спуск к ручью Хурша. Справа от дерева маленькая фигурка Саши, убежавшего вперёд.
  • Ручей Хурша. Взгляд назад.

Мне нужно было попасть на размечённую тропу, которая проходит по противоположному берегу. В том месте, куда я пришла, было довольно трудно спуститься в русло нахаля и перейти на его противоположный берег. А мне очень хотелось это сделать, ведь как раз там, напротив, судя по точке в Амуд Анан, должна была быть аттракция — трещины в земле. Но спускаться здесь в русло было небезопасно (я после падения, случившегося в прошлом году, очень осторожна), поэтому я пошла направо вдоль ручья. Вскоре берег стал пониже, я без труда спустилась в русло и тут же увидела разметку. Саша поджидал меня, сидя под большим деревом (Эла атлантит).

• Одинокое дерево в боковом вади.
  • Тенистое дерево эла атлантит (фисташковое дерево) в русле ручья Хурша.

Мы отдохнули в тени фисташкового дерева и пошли дальше.
Примерно через 800 метров подошли к древнему колодцу Беер Хурша. Здесь мы остановились и рассмотрели колодец со всех сторон.

• Красивые скалы на ручье Хурша.

• Продолжаем путь по ручью Хурша.
  • Нахаль Хурша. Весьма живописный.
  • Древний колодец Беер Хурша. Открытый. Глубина 2 метра.

Возле колодца нам надо было решить, сколько мы идём: 15 км или 12 км.
Если сейчас повернуть налево и продолжить путь по черной тропе, то будет 12- километровый маршрут.
Но мы решили «идти до конца» и посетить ещё одну намеченную аттракцию — древний набатейский колодец. Для этого надо было сделать радиалку туда и обратно, примерно по 1.5 км в каждую сторону, всего 3 дополнительных километра.
Набатейский колодец находится в вади, до которого ведёт чёткая тропа. Когда-то здесь была красная разметка, и многие камни с разметкой так и остались на своих местах. Их хорошо видно, только краска выцвела от солнца. Ведь её давно никто не обновлял, так как эта тропа отменена и не присутствует на новых картах. Но её ещё можно найти на старых. У меня есть карта 2006 года, и эта тропа там имеется в наличии.
Итак мы продолжили путь, сверяясь по треку в телефоне.
Старая разметка нам очень помогала.

• Виды Негева. Идём по тропе с красной разметкой, которая сейчас отменена.

Дойдя до вади, где находится колодец, мы повернули налево и пошли по руслу безымянного нахаля вверх по течению. А старая красная тропа продолжает прямо, поднимается в гору и приводит к закрытому пограничному шоссе №10. И надо будет сюда вернуться и по ней пройти!
Ну а сейчас у нас другой план. Мы шли по вади и на нашем пути встретились красивые и необычные скалы. Даже, если колодца не окажется на месте (ведь может же быть в Амуд Анан ошибка, хотя вряд ли, ха-ха), уже не зря мы пришли сюда. Вади действительно красивое!

• Живописные скалы (справа) в русле безымянного ручья, ведущего к набатейскому колодцу.
  • Необычные скалы, притягивающие взор.

Но вот, мы приблизились к месту, где в соответствии с точкой на Amuananan должен быть набатейский колодец.
За несколько десятков метров я увидела на правом берегу вади рукотворную насыпь.
«Это и есть колодец», — подумала я.
И точно, это был он, большой, красивый, полноценный набатейский колодец, с массивным поддерживающим столбом посредине. И находится он вдали от троп, и о нём мало, кто знает. А я вот узнала, и мы сюда пришли. Как здорово! Я испытывала душевный подъём от того, что мы нашли колодец. Это было одно из лучших мгновений нашего похода.

• Вход в колодец.
  • Древний набатейский колодец с впечатляющим поддерживающим столбом посередине.
  • Колодец довольно большой.
  • «Музейный экспонат».

• Отверстие в потолке колодца для доставания воды.
  • Так выглядит отверстие снаружи.

Обследовав колодец внутри, мы выбрались на свет божий, отдохнули на насыпи, обдуваемые ветерком, и двинулись в обратный путь.
Время было 11:00, и становилось жарко. Утренняя прохлада закончилась. В это время уже хорошо бы было закончить поход и спрятаться в прохладное место. Но от набатейского колодца до финиша нам предстояло пойти 5,4 км, и шли мы их 2,5 часа, так как часто отдыхали, чтобы не перегреться и не получить тепловой удар.

Мы вернулись тем же путём, что и пришли, к колодцу Беер Хурша и отсюда, повернув направо, пошли дальше по чёрной тропе, по вади Хурша, вверх по течению. Путь был понятен, всё время по чёрной разметке.

• Нахаль Хурша.
  • Нахаль Хурша. Двигаемся в направлении стоянки, чтобы завершить поход.
  • Нахаль Хурша. Обход невысокого водопада.

Пройдя немного по вади, мы вскоре вышли из него и начали подъём по склону.
Тропа превратилась в джиповку. Подъём был сначала крутой, а затем более пологий, перемежающийся ровными участками и даже небольшими спусками.
Мы часто отдыхали, и на одном из привалов я увидела вдали дикого осла (פרא на иврите). Сначала одного, одиноко бредущего по склону, а затем, начав следить за ним, мы увидели целое стадо этих диких ослов, которые на иврите называются праим (פראים). Их в Негеве очень много, но до сих пор мы видели только их кучки, и всё думали, а где же сами животные? И вот теперь посчастливилось увидеть самих животных, хоть и очень издалека.
Мы наблюдали за ними в Сашин бинокль. Фотография получилась не очень качественная из-за большого расстояния.

• Праим, פרא (дикий осёл) .

Но вот заключительный участок подъёма закончен, и мы пришли на гору Ромемהר רומם (1014 метров), которая богата древними захоронениями — тумулим, טומולי (горки из камней, выложенные по кругу).
Отсюда до стоянки Борот Лоц, нас ожидал только спуск, и временами он был весьма крут.
В 13:30 мы пришли на стоянку Борот Лоц и закончили наш поход. Прошли примерно 16 км.
Как я и думала, были в походе шесть часов.
В конце пути было очень жарко. Да плюс последствия бессонной ночи сказывались. Поэтому до финиша я дошла с большим усилием воли. Но дошла!
Выводы после похода:
1. Маршрут содержательный. На нём есть немало интересных точек — вершины двух гор, выдающиеся набатейские колодцы, тумули — древние захоронения, террасы — остатки древнего сельского хозяйства.
Очень много следов присутствия здесь человека несколько тысячелетий тому назад.
2. Кроме исторических объектов на маршруте очень красивая природа. Пустыня Негев всегда удивляет и восхищает, и зимой, и летом.
3. Хочется вернуться сюда, и побродить по боковым вади, исследовать их, полюбоваться их красотой.
4. Маршрут безопасный и лёгкий с физической точки зрения. Я могу гулять тут одна. И я сюда ещё вернусь!

*******************************************

Придя на стоянку, я сразу нашла тень и плюхнулась на стул отходить от жары и приходить в себя. А тень была только на входе в туалет (маленькая подробность, ха-ха). Туалет был вымыт после ночного нашествия туристов и сверкал чистотой. На стоянке кроме нас была только бедуинская семья, занимавшаяся уборкой туалетов и прилежащей территории. Никто не нарушал мой покой, только бедуинские дети, а их было трое, с любопытством смотрели на меня из машины своими чёрными, как угольки, глазками.

Отдельно нужно рассказать про душ. Поскольку на стоянке есть вода, то было решено принять пустынный душ, то есть полить на себя из бутылки. Воду экономить не надо, поскольку здесь она течёт из крана (но всё равно надо))).
Душ был, как нельзя кстати, поскольку мы изрядно перегрелись в походе.
Бедуинская семья уехала, мы остались одни, и можно было «разгуляться».
Я запаслась двумя бутылками с водой и отправилась под навесы для палаток (загоны). Там были все условия для помывки — тень и укрытие от посторонних глаз (пратиют).
Я от всей души помылась голышом. Кайф лё нормали! Интересное ощущение — стоять в абсолютном одиночестве там, где недавно были толпы людей и поливать разгоряченное тельце водой из бутылки, любуюсь при этом природой Негева. Это тоже часть впечатления от похода! (Фотографий пустынного душа нет, ха-ха).
Затем мы поехали на другую стоянку с целью провести там вторую ночь. Нацелились на ханьон лайла Нахаль Акрав. По дороге заехали взглянуть на ханьон лайла на месте бывшей военной базы Ханьон Шидарит (חניון לילה שידרית).
Туда стоит приехать смотреть звездопад 12 августа (в следующем году уже). К ханьону ведёт хорошая асфальтированная дорога. Саше ханьон понравился, мне меньше. Там нет красивых пейзажей. Взяли на заметку, может когда-нибудь и посетим,
Попытались проехать к ханьону лайла Нахаль Акрав (красная джиповка), но почти сразу отказались от этой затеи. Уже через несколько сот метров после поворота с шоссе мы поняли, что джиповка там жёсткая, для настоящих джипов. Мы уткнулись в скальную ступеньку и решили не гробить мою машину, повернули назад. До ханьона целых 5,6 километра, и неизвестно, какие препятствия нас ждут впереди.
Приняли решение ехать на ханьон лайла Нахаль Ницана. Ханьон мне знакомый, ночевала там уже два раза. (А лучше бы поехали домой! Это я так, забегая вперёд…)
От дороги 171 до ханьона около 800 метров. Дорога не самая лучшая, но высокая машина, как моя, проезжает без труда. Обычный прайвет может зацепиться «брюхом».
Ну что ж, эта ночь была нам компенсацией за страдания в предыдущую ночь. Здесь мы были одни. Ну правда, это был шабат, а в пятницу, наверняка, и здесь были люди. Но конечно, не в таком количестве, как на Борот Лоц.
На ханьоне Нахаль Ницана, как всегда, дул сильный ветер. Он надувал пыль в палатку. Ну и Бог с ней, с пылью.
У меня сильно разболелась голова. Я целый час лежала на коврике в тени рядом с машиной, обдуваемая ветром с пылью. Но мне было всё равно, настолько я плохо себя чувствовала. Лишь бы лежать…
Потом приняла 2 таблетки Рокасета и пришла в себя. Настроение поднялось.
Готовить еду было ещё рано. Мы сели на стулья и стали просто тупо смотреть на пустыню. И вдруг увидели напротив, как караван верблюдов, перейдя через хребет, спускается по склону горы. Это было потрясающее зрелище. Они шли гуськом друг за другом, соблюдая дистанцию. С ними было два погонщика. Верблюдов было, наверное, голов двадцать, большое стадо. Очень красивая картина.
Тут у меня возник вопрос, и у Саши тоже. А для чего вообще нужны верблюды? Какую пользу они приносят людям в наше время? И мы, в общем-то, не нашли ответ на этот вопрос, кроме как, что это просто приятные животные, катающие туристов и дающие молоко, которое стоит бешенные деньги.

• Караван верблюдов, идущий по склону. Ханьон лайла Нахаль Ницана.

Ближе к вечеру Саша сварил овощной суп с тушёнкой. Получилось вкусно. Тушёнка — это отрава, но иногда, раз в несколько лет, я могу её поесть.
Поужинали и легли спать. Спали, как убитые.
Утро было великолепным! Но у Саши было плохое настроение. Случается у него такое, к сожалению…

Мы решили не ехать на море в Ашкелон, как было изначально запланировано. Поехали домой.
И в общем-то, это было правильное решение, потому что день был очень жаркий, и на море мы бы очень сильно устали.

Так закончилось наше путешествие на Юг. И было оно интересным, содержательным и где-то даже приключенческим. И несмотря на всплеск плохого настроения у Саши, воспоминания у меня остались хорошие и тёплые, особенно о походе.

P.S

1. Это было последнее совместное с Сашей мероприятие. Теперь уже точно — расстались навсегда. И это к лучшему.

2. На море в Ашкелон я всё же съездила, «замкнула круг». Но уже в октябре, в бархатный сезон. И прекрасно провела там время. Купалась, гуляла, наслаждалась.

3. Совершить поход в районе Борот Лоц теперь — проблема. Так как шоссе 171, ведущее туда, взяли и закрыли. Оффициально. Якобы из-за его разрушенного состояния. Но шоссе осталось, и люди по нему ездят на свой страх и риск. Так что я теперь подумаю, ехать ли туда. Жаль!