Первый поход в пустыню сезона 2022 — 2023 получился довольно интересным, как в плане пейзажей и красоты природы, так и в социальном плане. Это был поход, организованный мною для небольшой группы, а такое мероприятие бывает у меня редко.
Получилось всё так. Я пригласила заочную знакомую Элину погулять по пустыне (а заодно познакомиться в реале) и придумала маршрут. Вылазку назначили на 5 ноября, мой заключительный день отпуска.
Я также пригласила в поход Сашу, моего приятеля по лыжам. У него по счастливой случайности как раз был выходной в шаббат. А Саша пригласил, двух дам (он без дам не может, ха-ха-ха).
Ещё я пригласила приятельницу Алину, не очень рассчитывая на её согласие. Алина разборчива в плане маршрутов, на какой попало не пойдёт. Но этот ей приглянулся, и она тоже выразила желание поучаствовать в походе.
Таким образом, собралась компания из шести человек.
План был следующий. Машины оставляем в городе Иерухаме, в надежном месте. Идём к кромке Большого Кратера (Махтеш Гадоль). Далее по тропе проходим вдоль кромки на юго-запад, затем уходим в безымянное вади и по нему добираемся до ручья Шуалим.
Затем по размеченной тропе возвращаемся назад к машинам.
Большая часть похода проходит по неразмеченным тропам, и это я люблю, поскольку размеченные тропы уже почти все хожены-перехожены.
В Иерухам мы приехали одновременно, поскольку на шоссе 40, за Беер Шевой, машина Саши с двумя дамами догнала мою, где тоже были две туристки, и дальше мы ехали друг за другом.
Итак, в 8:00 утра компания из шести человек вышла в поход.
Сначала шли по размеченной тропе. Сразу за гевом Акев (גב עקב) случайно набрели на гладкую площадку, где увидели древние наскальные рисунки. Вот и первые впечатления!

Вскоре после рисунков мы повернули налево, и сойдя с размеченной тропы, двинулись к Большому Кратеру по тропе неразмеченной.

Придя к кромке Кратера, увидели потрясающий вид, который лично меня восхищает каждый раз заново:

После короткого отдыха мы пошли вдоль кромки Махтеша на юго-запад (повернув направо). Разметки здесь не было, но тропа хорошо угадывалась, она была отлично протоптана. На этом этапе похода произошли интересные изменения. Алина с двумя дамами (Ритой и Аллой) пошли по верху горы, а мы с Сашей и Элиной — внизу по тропе, по намеченному маршруту.

Затем тройка под предводительством Алины спустилась к нам на тропу, мы воссоединились и продолжили идти дальше вместе.
В этом месте были очень красивые виды, и я их конечно запечатлила.

Хорошо было идти вместе, но продолжалось это недолго.
Алина, идущая впереди всех и задающая темп, при первой же возможности опять полезла на гору вместо того, чтобы идти по запланированной тропе.
Алекс и Элина тоже пошли за ней. Все они проскочили место, где был перекрёсток троп, и пошли вверх, когда надо было спуститься чуть-чуть вниз.
Я шла позади всех, с некоторым отрывом, и не пропустила развязку троп. Мне не хотелось импровизировать, мне очень хотелось идти по намеченному маршруту. И я пошла по нему!

Итак, я пошла по тропе, проложенной на склонах Махтеша Гадоль, по самой его кромке.
Шла метров на 150 — 200 ниже своих компаньонов и иногда видела их наверху.

Идти по этой тропе было интересно. Я любовалась потрясающими видами и много фотографировала.
Мне посчастливилось увидеть очень большие залежи окаменелостей (меубаним). Такого их скопления я никогда в жизни не видела. Впечатляет очень!

Так я шла себе одна примерно два километра. Тропа была, в принципе, не опасной, но всё же соблюдать осторожность было не лишне. И я её соблюдала.
В начале на тропе я видела следы от велосипеда, и это меня очень подбадривало. Я думала, что раз велосипедисты здесь проехали, то я уж ножками точно пройду.
Но потом следы велосипеда исчезли, и тропа стала узкой. Нельзя сказать, что она была вот прямо над пропастью, но проходила она довольно близко к обрыву. Тропу от обрыва отделял не очень высокий пологий склон. Короче, помня всё то, что со мной случалось в походах, я шла осторожно.

Пройдя 1,8 км от развилки, где мы разделились с группой, я по крутому склону выбралась наверх и увидела своих товарищей. Они уже уходили вдаль по кромке, но вскоре остановились, сделали привал и тут я наконец-то с ними воссоединилась.

На привале Саша приготовил чай. Мы посидели, мило пообщались и полюбовались красивейшими видами Большого Кратера.

Далее мы пошли вместе, правда, я всё время отставала. Ну что поделать, я хожу медленнее всех и люблю глазеть по сторонам и фотографировать. А это тоже требует времени. Саша, как настоящий друг, часто останавливался и меня поджидал.
От кромки Махтеша мы пошли по безымянному вади на северо-запад. Вади симпатичное, но не Вау! Однако идти по нему легко и приятно.

Вскоре мы пришли к слиянию безымянного вади с ручьём Шуалим.
Здесь есть размеченная тропа, и на ней чувствовалась движуха. Маршрут нахаль Шуалим — популярный, поскольку лёгкий, и в то же время — красивый. Прошла большая компания, за ней другая.
Мои друзья выбрали путь по размеченный тропе, которая уходила по склону наверх и потом спускалась в нахаль Шуалим по крутой скале. Спуск по скале немного проблематичный, желательно, чтобы кто-то подстраховывал, я это помнила из предыдущих походов.
Я не хотела идти на скалу и пошла по вади Шуалим, по протоптанной тропе. В вади я видела змею. Она переползла через тропу прямо передо мной.
Мои друзья спустились не по скале, а прямо по склону. Молодцы, нашли верный путь.
Недалеко от гева Шуалим мы встретились.
Здесь нас ждал сюрприз. Вернее, он, конечно, был сюрприз, но не совсем. Я предполагала, что мы увидим цветение хельмониёт, жёлтых красивых цветов.(Хельмонит по-русски — штернбергия.)
Накануне похода я вдруг вспомнила, что как раз сейчас, в конце октября — начале ноября, время их цветения. И на ручье Шуалим, недалеко от гева Шуалим, находится одна из точек их сосредоточения.
К месту, где должны были быть цветы, я пришла чуть раньше своих друзей и у проходящих туристов спросила, не видели ли они хельмониёт?
И мне человек говорит: «Да вот же они, весь склон ими усыпан!»
Я смотрю, и точно, жёлтое чудо расцвело на склоне. Просто солнце мне светило в глаза, и я их не видела.
Тут подошла вся наша чесная компания, и мы насладились цветочками. Любовались и фотографировали.

Затем мы подошли к геву Шуалим, и тут нас ждал ещё один сюрприз. Гев оказался заполнен водой, причём свежей водой. Там были семьи, видимо местных жителей, и они нам сообщили, что две недели назад на ручье Шуалим была зрима (поток, шитафон).
Люди у гева веселились, купались, наслаждались. Ну а мы от купания воздержались, не были морально готовы.

Ну вот, все интересные места маршрута мы увидели, и пришло время идти назад, к машинам.
Все решили идти не прямо по вади, а более длинным путём. И я пошла за всеми.
Нужно было залезть на скалу, чтобы пройти по верху. Нам сказали, что там тоже очень много цветочков штернбергии, и хотелось их увидеть.
Мои товарищи залезли по боковой скале справа, но мне там было опасно лезть, а страховать — некому.
Я пошла на скалу, которая находится на размеченном маршруте (слева), и залезть на неё мне помог инструктор группы, которая как раз спускалась по скале. Он меня сам позвал и сказал, что поможет.
Его группа состояла из пожилых женщин, они спускались по скале, видимо боялись, и он им помогал спуститься. Мне инструктор подсказал, как залезть, куда ставить ноги, и даже подстраховал.
И действительно, я легко забралась на скалу, и забравшись, увидела много замечатьных жёлтых цветов — хельмониёт. А также знаменитую скалу, напоминающую слона.

Ну а дальше была дорога к машинам. По размеченный тропе. Довольно длинная. Не скажу, что нудная, потому что в пустыне, во всех её уголках я всегда нахожу интересные объекты и интересные пейзажи, и никогда не скучаю.
К моей радости, заключительные три километра мы шли на спуск, и это было настоящее удовольствие.

Мы благополучно дошли до машины.
Поход продолжался восемь часов. Прошли около 22 км.
Затем поехали на пикник. Пикник состоялся благодаря стараниям Алины, принесшей для пикника очень вкусные продукты, и в частности — отборный сыр и вино.
Мы душевно посидели в парке Иерухама, недалеко от озера.
Вот такой прекрасный и содержательный походный день у нас получился.
Спасибо всем компанию.

Наш маршрут на Israil Hiking Map: Махтеш Гадоль. Нахаль Шуалим.

Поход в Негеве. По кромке Махтеш Гадоль да по нахалю Шуалим. Цветение хельмониёт — бонус. Ноябрь 2022.: 2 комментария