«Звёздный дождь» и поход в Негеве.

12-13 августа 2016 -го.

Августовский звездопад, или, правильнее сказать, метеоритный дождь Персеид, несомненно, одна из заметных летних аттракций, каждый год привлекающая к себе тысячи израильтян.  Из Википедии: «Персеиды — метеорный поток, ежегодно появляющийся в августе со стороны созвездия Персея. Образуется в результате прохождения через шлейф пылевых частиц, выпущенных кометой Свифта-Таттла. Мельчайшие частицы, размером с песчинку, сгорают в земной атмосфере, образуя «звёздный дождь». Его интенсивность постепенно растёт, достигает пика и постепенно падает. Поток проявляет активность с 17 июля по 24 августа, причём максимум приходится обычно на 12 августа. Число метеоров обычно достигает 60 в час. В 2016 году ожидается повышенная активность».

Чтобы увидеть метеоритный дождь во всей красе, желательно найти тёмное место подальше от цивилизации, где поблизости нет населённых пунктов, и уровень «светового загрязнения неба» (новый для меня астрономический термин) минимален. В нашем маленьком Израиле таких мест немного, однако в пустыне Негев отыскать такое тёмное, и не испорченное светом местечко, можно. Возьмём, к примеру, маленький  тихий городок Мицпе Рамон, расположенный в самом сердце Негева. Раз в году, 12-го августа, он оказывается в центре событий — на въезде в город образуются длинные пробки, а на городском стадионе собираются толпы людей, чтобы поучаствовать в мероприятии по наблюдению за звёздами. Примечательно, что мэр города из солидарности с происходящим отключает на несколько часов электричество, и город освещается лишь  пролетающими по небу метеоритами.

Мы, точнее, Саша, Леонидус с Анжеликой, Юля Ю. и я тоже хотели полюбоваться падающими звёздами. Разумеется, о том, чтобы наблюдать за метеоритным дождём со стадиона в Мицпе Рамон вместе с толпой людей не могло быть и речи, и мы стали искать другое, подходящее для этого дела, место.

Когда-то, более 4-х лет назад, после похода я ночевала в одиночестве на стоянке Борот Лоц (בורות לוץ). Стоянка эта находится в пустыне Негев, вдали от всех населённых пунктов, рядом с египетской границей, можно сказать, на «краю света». Был будний весенний день, вокруг цвели скромные цветочки, стоянка была «стерильна» от людей и машин, и лишь моё транспортное средство и стоящая рядом палатка нарушали  пустынный пейзаж.

Так бы и прошла эта ночь и ничем другим, кроме того особого чувства, которое возникает при одиночной ночёвке в пустыне, не запомнилась, если бы вдруг среди ночи я ни услышала шум подъёзжающих машин и голоса людей (говорящих, кстати, на иврите. что сразу меня успокоило — свои!). Я вышла наружу взглянуть на приезжих и была потрясена видом ночного неба. Это было совсем другое небо, нежели 3 часа назад.  Звёзды, как  цветы, до того нераскрытые,  теперь распустились и предстали во всей своей красе. Крупные и яркие они были рассыпаны в небе от горизонта до горизонта! (Это главное, что меня поразило.) Это был настоящий  «купол неба» — ясный и чёткий свод в виде полушария, густо усеянный звёздами, как будто находишься в огромном соборе, где над головой зажглись миллионы лампочек-звёздочек. Эта картина запечатлелась в моей памяти, наверное, на всю жизнь. Подобного ночного звёздного неба я не видела больше нигде и никогда, и мне очень хотелось увидеть его вновь…

А тут мы решили поехать смотреть на звездопад, и я подумала, что лучшего места, чем  ночная стоянка Борот Лоц, для этой цели в Израиле не сыскать. Туда можно приехать на обычной машине, что немаловажно, и к тому же, уж если приехали в пустыню, грех не совершить небольшой походик по утренней прохладе. И как раз от стоянки начинаются несколько интересных маршрутов. По наивности я полагала, что все любители звёзд, повинуясь стадному чувству,  поедут в Мицпе Рамон, а уж на стоянке Борот Лоц будет совсем мало людей, и даже втайне надеялась, что людей не будет вообще. Но как же я ошибалась!

Мы вчетвером (Юля с друзьями намеревалась приехать позже) прибыли на место в 7 часов вечера и увидели неутешительную картину: стоянка уже была полна людей и машин.

Первым порывом было скорее уехать прочь и поискать место побезлюднее. Но других ночных стоянок поблизости нет, есть лишь дневные, и, за неимением выбора, мы остались здесь. Хотели расположиться подальше от народа, но тут подоспел  на джипе «зелёный человечек», он же паках или инспектор, и стал следить, чтобы народ не нарушал границы стоянки. Правда у него это плохо получалось — люди всё равно расползались кто куда. К счастью, ещё можно было найти местечко, где ближайшие компании находились на расстоянии 8-10 метров, и такое место мы нашли. Перетащили туда наши вещички, включающие среди прочего и Сашину многофункциональную сумку-холодильник, служащую кроме охлаждения продуктов ещё и сиденьем, и ловушкой, и занялись сначала  приготовлением ужина, а затем его уничтожением.

Постепенно стемнело, и на небе стали  зажигаться звёзды, с каждой минутой их становилось всё больше, но метеоритами пока даже не пахло. Я по этому поводу не волновалась, ведь звездопад должен был начаться в час ночи. А пока что Леонидус зачитывал нам анекдоты, и нас разбирал буйный смех от того, что анекдоты были совсем не смешными 🙂 🙂 🙂

Вечер, а за ним и ночь были на удивление прохладными, да оно и понятно, мы же находились на высоте примерно 1000 метров. Только ради того, чтобы подышать свежим и холодным воздухом пустыни стоило уехать из душного и влажного центра страны. Кстати, к холоду мы были готовы, припасённые флисовые курточки ох, как пригодились!

Народ продолжал прибывать на стоянку, и я стала задумываться о том, сможет ли найти нас Юля среди такого количества людей. Связь была плохая, на звонки Юля не отвечала, но мне удалось послать ей смс-ку с объяснением нашего местоположения.

Тем временем звёздное представление началось. Звёзды засветили ярче, и иногда уже  пролетали редкие метеориты, оставляя на доли секунды след в ночном небе, причём каждый такой пролёт сопровождался восторженными криками толпы — WOW! Мы с Анжеликой решили, что пришло время занять места в зрительном зале, то бишь, залезть в спальник, лечь на коврик и уставиться в звёздное небо, чтобы, не дай-то бог, не пропустить ни одного метеорита. Так и сделали. Интенсивность звездопада возрастала, и мы вместе со всеми тоже вскрикивали от восторга. А Юля всё не ехала… Но вдруг ответила на телефон и сказала, что ровно в полночь они прибудут на стоянку. И я опрометчиво пообещала их встретить. Но, увы, этому не суждено было случиться. Я неожиданно отключилась, минут, наверное, на 20, и проснулась от громкого разговора поблизости. Оказывается, кое-кто из обитателей стоянки пришёл урезонивать Сашу, чтобы он выключил свой фонарь-прожектор, который мешает им наслаждаться звездопадом. Выяснилось, что пока я спала, Юля с друзьями, преодолев длинную пробку, начинающуюся от Беер Шевы (весь народ Израиля двинулся смотреть на звездопад!) уже приехала, и фонарь был включён на мигалку, в надежде, что Юля поймёт, что это мы ей так сигналим. И Юля поняла, и пошла в правильном направлении, и применила оригинальный способ поиска — она просто громко звала меня по имени: «Лена! Лена!», и я её, конечно же, услышала. Так мы и встретились.

Церемония знакомства с Юлиными друзьями Алексом и Марианной и последующее поедание вновь прибывшими Анжеликиных пирожков с капустой  прошли довольно быстро. Метеориты уже вовсю прочерчивали звёздное небо во всех направлениях, и пора было возвращаться в зрительный зал. Теперь Юля лежала рядом со мной, Анжелика с Лёней ворковали, как голубки, сидя на стульчиках, Алекс и Марианна решили наблюдать за звёздами из палатки, а Саша поддерживал костёр, но вскоре тоже прилёг рядом с нами.

На часах было 1:30 am, и звёздный дождь приближался к своему апогею. С 2-х до 4-х, если верить прессе, ожидалось до 200 падающих звёзд в час.

В это время на стоянку прибыло несколько автобусов, новая огромная порция любителей звёзд разбрелась по территории и, как на грех, человек 20 из них приземлились совсем рядом с нами. Относительная тишина, в которой мы пребывали до сих пор, была безвозвратно нарушена. Но даже этот факт не особо помешал наслаждаться звёздным дождём.

А звёздный дождь пролился! Точнее — прокапал, но капли были крупные и непрерывно капали часа 3. И это было красивое, увлекательное и загадочное зрелище. Обещанных 200 метеоритов в час мы, конечно, не увидели. Эта цифра чисто теоретическая. В том звёздном шоу, на котором присутствовали мы, похоже, что пролетало 20-30 метеоритов в час. Иногда они летели по 3-4 один за другим, и это было круто. В действительности, думаю,  метеоритов-«падающих звёзд» было гораздо больше, ведь мы не могли видеть всё небо. А  ночное небо выглядело примерно так (фото из интернета) :

Постепенно все наши заснули, и лишь мы с Юлей не сдавались и долго смотрели на пролетающие среди звёзд метеориты. Но вот метеориты летать перестали, а небо вдруг резко посветлело и все звёзды разом погасли. Как-то очень отчётливо запомнился этот момент — вдруг кто-то выключил звёзды. И случилось это в 4:30. Приближался рассвет . На 5 утра был запланирован подъём. А как же, ведь нужно сходить в поход, без похода — это не жизнь,  а сплошная скука 🙂

В 5:30 дружно встали и засобирались. Удивительно, но я была вся полна энергии, хоть и спала всего один час. Видимо, звёзды, прохлада и пустыня хорошо подзаряжают жизненную батарейку. В 7 часов, мы, пятеро смелых, вышли в поход. Свежий утренний ветерок приятно ласкал наши лица, о таком прхладном утре в августе можно было только мечтать.

Возле стоянки Борот Лоц есть несколько пешеходных маршрутов. Мы выбрали тот, что подлиннее, километров на 6-7. На стоянке начинается красная тропа, по ней и пошли, по её правой стороне. Прошли  мимо древних  колодцев — водосборников. Колодцы эти очень древние, датируются  10-м веком до нашей эры, а то и раньше. Наполняются водой в период зимних ливней, а сейчас  там сухо.

Вскоре вдали показалась выделяющаяся среди окрестных возвышенностей гора — Рош Элот (ראש אלות). Туда-то и лежал наш путь.

Дойдя по красной тропе до пересечения её с зелёной, мы повернули направо на зелёную, прошли вдоль вади и вскоре без особых усилий поднялись на вершину  горы Рош Элот.

На вершине нам было весело, и мы стали принимать различные занимательные позы.

А также любовались открывающимся с вершины горы пейзажем, который удачно украшали   Лёня с Анжеликой.

Затем мы прошли по чёрной тропе вдоль ручья Элот и, немного не дойдя до того места, где тропа превращается в джиповку, свернули налево и пошли «дух» (без тропы). Поднялись на возвышенность и увидели внизу нашу стоянку, на которой уже почти не осталось машин. И Саша возвёл высокий руджум на память о том, что  наша дружная компания была здесь.

Спустившись вниз мы увидели подъезжающих к стоянке Марианну и Алекса, которые, видимо, устав ждать (ведь поход продолжался 3,5 часа и закончился в 10:30), поехали нас встречать, думая, что мы придём по джиповке. А мы закончили этот приятный поход спуском с горки, и все участники были довольны. А Марианна и Алекс были довольны тем, что мы наконец-то вернулись.

В целом поездка на звёзды удалась! Но в следующий раз мы найдём безлюдное место, чтоб никто не светил фонариками и фарами от машин и не нарушал идиллию августовского звездопада.

А чтобы найти подходящее место и увидеть  метеоритный дождь Персеид, как можно лучше, не лишне ознакомиться с картой  тёмных мест юга Израиля. Правда, во всех этих местах скорее всего не будет безлюдной идиллии. Сейчас, в век интернета, все знают всё.

Ну и не могу не сказать, что вот не просто так  меня потрясло ночное небо на стоянке Борот Лоц, когда я увидела его в первое своё посещение. Из вышеприведенной карты следует, что в данном месте звёзды видны лучше всего, поскольку  небо там самое тёмное (нет источников «светового загрязнения»). И поэтому небесный рейтинг — 10 из 10! Такого нет ни в одной рекомендуемой точке. И показатель видимости звёзд там самый высокий  — 6.9 — 7.1 . Поэтому  очень стОит просто приехать на эту стоянку с ночевкой, желательно в будний день, когда нет людей, и среди ночи проснуться и полюбоваться на звёзды.

«Звёздный дождь» и поход в Негеве.: 7 комментариев

1. Ленчик, очень интересно! Чувствую себя и участником, и соавтором  И очень забавно искать сходства и отличия в моем и твоем тексте.