Деньрожденческий поход, год 2022. Нахаль Машаш, нахаль Ткоа.

У многих из нас в жизни есть свои личные традиции, то есть устоявшиеся привычки, правила, нормы. Более точное слово — обычай (привычный способ делать что-либо), но мне больше нравится слово традиция.
Есть свои традиции и у меня. Например — каждый год 12 августа ездить в пустыню смотреть звездопад (מטר כוכבים).
Или ходить в поход 31-го декабря в последний день года.
Но самая сильная и самая продолжительная моя традиция (вот уже 13 лет, как) — это ходить в поход в свой день рождения. Кстати, начиная с 2013-го года все эти походы описаны в данном блоге: Деньрожденческие походы

Итак, 22. 04. 22. В этом году дата моего дня рождения — символическая: число дня равно числу года. И мне стукнуло 63, то есть 6/2 = 3. Люблю я игру цифр…

Этот особенный день я, как водится, отметила походом.
Прочитала, что для моего знака зодиака — Тельца важно в день рождения путешествовать, причём путешествовать в новые места, ранее ещё не посещённые. И это условие было выполнено!
Для похода был выбран маршрут, проходящий по нахалим Машаш и Ткоа. Нахалим эти находятся в Иудейской пустыне, возле Мёртвого моря. Нахаль Машаш также называют Средняя Дарга, или Дарга тихона.
За 13 лет походной деятельности мне не довелось побывать на этом маршруте. Так уж получилось.
Не раз хотела туда пойти, но что-то меня останавливало. Опасалась идти одна, поскольку знала, что есть там проблемные места. И хорошо, что не пошла одна!
Ну сейчас речь и не идёт о том, чтобы ходить в походы в одиночку, особенно в такие, довольно экстремальные места. Я стала боязливой после несчастного случая в мае 2021 года, когда я упала со скалы, к счастью, не очень высокой.
Год назад мы снова ненадолго подружились с Сашей (как кстати!), и я предложила ему сделать именно этот маршрут. И мы пошли с ним вместе. Хорошо, когда рядом надёжный друг!
Маршрут, как и предполагалось был не из простых.
Маршрут круговой. Сначала длинный живописный спуск по чёрной тропе в русло нахаля Дарадже (Дарга).

Дошли до перекрёстка троп. Большинство туристов здесь поворачивают налево и идут в нижнюю Даргу, где находится очень красивый каньон с водопадами и гевим с водой, для прохождения которого требуется верёвка.
Мы же повернули направо и пошли по тропе с красной разметкой в нахаль Машаш, который по сути является нахалем Дарга, но в этой, средней своей части, носит особое имя — Машаш.
Сразу попали в узкий каньон с белыми высокими стенами-скалами. Шли в вверх по течению. Подъём очень крутой. Часто приходилось лезть по водопадам с помощью скоб. Таких мест было много. Несколько водопадов мы обошли сбоку, поднимаясь по крутым скалам.

Забралась на вершину водопада и довольная.

Мне было… нет, не страшно, немного неуютно. Всё время думала: «А что там ждёт впереди, может ещё какой водопад покруче и посложнее». Но я же с Сашей значит, всё отлично.
Довольно быстро самая крутая часть каньона закончилась. Поднялись!
Далее нас ждали более умеренные участки, и были они очень красивые и интересные.

Нахаль Машаш — не длинный. Не успели глазом моргнуть, он и закончился (и слава Богу!).
В самом конце Машаша (вернее — там его начало) есть очень узкий красивый маок (маленький каньончик).

Далее мы вышли на джиповку (зелёная разметка), повернули налево и направились к нахалю Ткоа. И вкоре мы туда пришли.
Идти по нахалю Ткоа было значительно легче, чем по нахалю Машаш. Особенно в начале, как только спустились в его русло.
Вади нахаля Ткоа тоже очень красивое.
В двух местах были скобы.

Без лишних предисловий, просто приведу несколько фотографий, покажу нахаль Ткоа во всей его красе:

Уже ближе к концу, недалеко от слияния Ткоа и Дарги, начался узкий и крутой участок с гевим. В некоторых была вода. Встретился гев, который невозможно было обойти, и пришлось разуваться и мочить ножки.
Сразу за ним — ещё один гев, поглубже, с водой до пояса. Это сейчас, в конце сезона дождей воды там было только до пояса, а в середине зимы наверняка там было глубоко, и пришлось бы гев переплывать. Хотя, точно не скажу. Зимой я туда не пойду, вода слишком холодная.
Вода в этом геве сохранилась хорошо, виделась довольно чистой. Саша перенёс наши рюкзаки, а потом мы искупались в прохладной водичке гева, что было очень кстати. Купание нас приободрился, мы будто родились заново.

Внизу гев. Самый глубокий из всех. Саша спустился туда, я подала ему рюкзаки.

После глубокого гева был обход высокого (метров 7-8) водопада по крутой отвесной скале. Обход был справа. Там были вбиты скобы, но со стороны это выглядело страшновато. Казалось, что придётся идти над высоким обрывом по гладкой отвесной скале, держась за скобы. Но на деле оказалось, что в крутой скале пробиты ступеньки. Так что, мы прошли этот участок без проблем.

Вскоре подошли к перекрёстку нахалим и троп. Уф! Волнительные участки закончились! От сердца отлегло. Больше не будет непредвиденных препятствий.

На перекрёстке троп мы повернули направо, на чёрную тропу. Чтобы вернуться к машинам, нужно было повторить участок, который в начале похода был спуском, а теперь стал подъёмом. Подъём дался нам не легко. Было жарко! Но омовение в геве нам очень помогло, поскольку одежда ещё не высохла, да и бодрость от купания ещё чувствовалась.
Наконец подъём закончился. Мы повернули направо на джиповку и вскоре пришли к стоянке, где нас ждала машина. Поход закончен.

Резюме: нахалим Машаш и Ткоа очень красивые, интересные и даже слегка экстримальные (экстрим лайт). Их обязательно надо посетить и полюбоваться их красотой.

После похода мы нашли уютное место с видом на Мёртвое море и сварили кофе, который Саша позаботился намолоть на ручной кофемолке и принести. Вкуснейший получился кофе, с элем. Саша теперь эксперт по приготовлению кофе, знает все тонкости и обещает научить и меня.
А я принесла эклеры, тоже вкуснейшие. Так мы отметили мой день рождения.
Прекраснейший день и прекраснейший поход в день рождения. Настоящий праздник получился.
Домой вернулась смертельно уставшая. В 22:10 отправилась спать.
Я благодарна Саше за компанию. Без него я бы не отважилась пройти этот маршрут, что-то стала очень осторожной.

Приложение.
Общая протяжённость маршрута — 11,6 километра.
Наше время прохождения — примерно 6,5 часов.

Карта похода на Israil Hiking Map : https://israelhiking.osm.org.il/share/Hn9nUbBslj

Деньрожденческий поход, год 2022. Нахаль Машаш, нахаль Ткоа.: 5 комментариев

1. с удовольствием читаю ваши посты! как будто идёшь вместе с вами. кстати надеюсь когда нибудь и сходить. хочу попросить вас написать пост о себе. как вы пришли к походно-одиночной жизни.

1. спасибо. очень интересно. восхищает ваша смелость инастойчивость! я бы не нашла смелости на одиночный поход.

2. Очень красивые места и сложный маршрут! Надеюсь, поход этого дня рождения тоже состоялся и был не менее интересным и захватывающим!
    Лена, с днём Рождения!!! Всех благ и новых интересных маршрутов!