Манящий Негев. Рамат Мазар: сакин Цнин, нахаль Цнин, нахаль Мазар. Январь 2022.

Давно мне хотелось погулять в районе Рамат Мазар (плато Мазар), что примыкает к Махтешу Катан. Была у меня информация, что там очень красиво.
И вот свершилось! 22.01.22 мы с Алиной и Сергеем совершили походик по долинам ручьёв Цнин и Мазар.
Вместе с Алиной построили маршрут и наметили интересные точки, так называемые аттракции.
Маршрут несколько раз переделывался, и в итоге был принят в таком виде:

План нашего похода был таков: Рамат Мазар.
Сразу скажу, что полностью план осуществить не удалось. Но большую часть выполнили.

Плато Мазар пересекают два крупных вади (ручья): Мазар и Цнин, и у каждого из них есть множество притоков.
В районе Рамат Мазар нет размеченных троп, кроме ручья Цафит на севере, но ручей Цафит в этот раз нас не интересовал.
Рамат Мазар не является заповедником (шмурой), и это значит, что без размеченных троп там можно гулять абсолютно свободно.
А теперь расскажу, что у нас получилось, и что из намеченного удалось выполнить.
Встретились мы рано утром на заправке возле цомет Арава.
На моей машине поехали к точке начала маршрута, находящейся возле Мирпесет Цин (Балкон ручья Цин). Название такое, потому, что когда есть наводнение, и нахаль Цин течёт, здесь собираются любители шитфонот (наводнений) и, как в театре с балкона, смотрят на ревущий водопад. Иногда эти любители ждут много часов, пока начнётся наводнение.
Это хобби такое.
Проехать к Мирпесет Цин можно только на высокой машине.
Мне показалось, что здесь надёжно оставлять машину, поэтому я её и оставила.
В 8 часов вышли в поход. Нашли спуск с высокого берега в ручей Цин. Спустились.
Затем прошли по узкому каньончику, промытому в мягких породах. Вылезли по крутой сыпухе и оказались на ясной и чёткой тропе, размеченной руджумами (башенками).

По тропе пошли на север и вскоре спустились в долину ручья Цнин.
Повернули направо, на юго-восток и по руслу ручья Цнин дошли до вершины нижнего водопада. Отсюда открывались потрясающие виды на окрестности.

Вдоволь налюбовавшись водопадом, мы пошли вверх по течению и по руслу дошли до верхнего водопада. Посмотрели на него снизу. Разумеется, он красив и впечатляющ.
Затем пошли обратно по руслу нахаля Цнин. Встретили милых верблюдов — кораблей пустыни.

Начало похода было великолепным, погода и пейзажи способствовали прекрасному настроению. Теперь наш путь лежал к аттракции по названием «сакин Цнин».
В походной терминологии в Израиле очень часто употребляется слово «сакин».
В переводе на русский язык оно означает «нож». Имеется в виду острый горный хребет или отрог. Часто по такому «сакину» протоптана тропа, и там можно пройти. Таких «ножей» в Негеве очень много.
По некоторым идти опасно, а по некоторым вполне нормально. И всегда с высоты такого «сакина» открывается ошеломляющий вид на окрестности.
Мы подошли к «сакину». Чтобы оказаться на хребте, нужно было подняться по короткой, но очень крутой и сыпучей тропе.
Применяя в некоторые моменты все четыре конечности, я забралась наверх и оказалась на хребте. С противоположной стороны отвесный склон, я даже вскрикнула от удивления.
Тропинка по «сакину» узкая, обеих сторон крутейшие склоны. Надо быть предельно осторожными и внимательными.

Мы пошли по тропе по «сакину» на северо-запад (на подъём). Сергей шёл впереди меня. Вдруг я вижу, как от Сергея покатился вниз небольшой кругленький предмет. Сначала я подумала, что это спальник, выпавший из его рюкзака. Но с другой стороны, зачем ему сегодня спальник, мы же в однодневном походе без ночевки?
Сергей обернулся с растерянным и расстроенным видом, и выяснилось, что когда он обходил скалу, он зацепился за неё, и у него отстегнулся его дорогущий фотоаппарат, висевший впереди на ремне. Отстегнулся и покатился вниз по склону. Да, злую шутку сыграл с нами «сакин Цнин»!
Алина вызвалась сбегать вниз и принести фотоаппарат. И тут я вижу, что тропа приблизилась к скале, и нужно обходить её по узкой тропочке. Мне стало реально страшно, потому что тропочка проходит над обрывом, одно неверное движение, и ты летишь вниз, прямо, как фотоаппарат)).
Мой страх был настолько велик, что я сказала друзьям, что здесь не пойду, а спущусь вниз, пройду по вади и найду подъём в другом месте.
Я спустилась вниз по крутой тропе, где несколько минут назад с усилием поднималась.
Теперь на меня была возложена миссия взять Серёжин фотоаппарат, и я пошла его искать.
Вскоре фотоаппарат был найден. К сожалению, падение не прошло для него бесследно, и он очень пострадал.
Алина крикнула мне, что дескать, давай поднимайся назад, что тропа рядом со скалой совершенно не страшная, ты её пройдёшь, и мы вместе продолжим путь.
Я увидела, что в том месте, где я нашла фотоаппарат, тоже можно подняться на «сакин», и мне показалось, что можно подняться чуть левее, и тогда этот опасный участок рядом со скалой останется позади.
Недолго думая, я полезла в верх. Ну скажу я вам, это было приключеньице!
Склон крутейший, сыпучий, каждый шаг нужно выверять, поскольку одно неверное движение, и я поеду вниз. Это не так опасно, как просто неприятно, ведь потом придётся снова подниматься.
В общем, собрав все свои силы в кулак, я поднялась наверх. Подняться левее мне не удалось, и я опять оказалась перед опасным участком. Но видимо, эти манипуляции последних 10-15 минут, спуск вниз по крутой тропе, подъём вверх по сыпухе, все они пробудили у меня смелость, и наверняка во мне взыграл адреналин. То есть, я просто решила, что пройду этот опасный участок, и всё, дело с концом. И я его абсолютно спокойно прошла.
И мы благополучно двинулись дальше. Вот такой у нас было приключение, вернее злоключение. Лучше бы его не было!

Пройдя весь «сакин», мы подошли к верхнему водопаду нахаля Цнин и полюбовались на него, таперь сверху.

Поскольку размеченных троп на плато Мазар нет, мы шли свой поход, ориентируясь на трек, загруженный в телефоне.
Было понятно, что вся эта история с улетевшим фотоаппаратом и с тем, что я опасалась идти по тропе, заняла у нас много времени, и наверняка мы не успеем пройти намеченный маршрут.
Но ничего, пока мы решили идти дальше в соответствии с треком, а там — увидим.
И мы пошли по плато, где справа от нас был нахаль Цнин. И отсюда хорошо был виден «сакин», сыгравший с нами злую шутку.

Оказалось, что на плато есть очень чёткая и понятная тропа. Тропа привела нас на перевал между двумя долинами: долиной ручья Цнин и долиной ручья Мазар.
Очень симпатичный перевал, с которого мы увидели верблюдов, давеча нами встреченных и нафотографированных. А также увидели, что с перевала в долину ручья Цнин идет заметная тропа, и по ней мы сможем впоследствии вернуться .

С перевала мы двинулись дальше по своему намеченному маршруту. Прошли широкую долину, где сходились множество всяких ручьёв, и маленьких, и покрупнее.
Следуя нашему треку, мы зашли в боковое вади. Тут я попросила тайм-аут, устала очень.
Мы сели отдыхать, и прямо там, где мы сели, под деревом, Алина нашла аммонит, красивый и великолепно сохранившийся, просто идеальный. А за пару минут до этого она нашла другой аммонит, чуть менее красивый, но тоже ценный. Вот оно, хоть небольшое, но вознаграждение за повреждение фотоаппарата.

Следующая точка, которую нужно было найти согласно треку — это «Некеб аль сакин». Некеб — это рукотворная тропа. Сакин — нож, хребет, это мы уже знаем)).
Мы вышли из вади, забрались на горку и стали смотреть вокруг. И вдруг я увидела, что на склоне горы, что напротив, видна тропа, которая явно сделана руками человека.
Чтобы на неё попасть, нам пришлось спуститься по очень крутой сыпухе. И тогда мы добрались к этому желанному «Некебу аль Сакин», который в точности совпал с отмеченной точкой на треке. А точка, кстати, отмечалась в соответствии с самой информативой картой — Амуданан.

Затем нам надо было найти ещё одну аттракцию, под названием «Тенистый дворец», или, на иврите: «Армон муцаль».
Но видимо, на карте Амуданан был он отмечен не точно, и там где стояла точка на треке, мы его не нашли.
Мы пошли дальше, приняв решение, что весь трек не пойдём, а сократим его, вернувшись назад на перевал, где мы видели верблюдов.
Мы продолжили свой путь по руслу нахаля Мазар, и идя по нему, мы вдруг увидели «Армон муцаль»!
Он находился в другом месте, совсем не там, где отмечен на треке. Но это был явно он, «Тенистый дворец», его вид совпадал с фотографией на Амуданан.

Так мы шли по нахалю Мазар, пока не вышли в широкую долину, уже знакомую нам.
Ну а дальше оставалось только вернуться на перевал, что мы и сделали.
С перевала путь уже был понятен, мы его прошли, и благополучно вернулись к машине.

В общем, я осталась под огромным впечатлением от этого похода!
Прежде всего, я рада, что не упала с «сакина» и осталась в живых. Глядя, как катился по камням фотоаппарат, я понимала, что если бы это был человек, его бы, как выразился Сергей, «сразу на списание».
Меня поразили просторы плато Мазар. Эти просторы необъятные и просто неописуемые по красоте. Это типичная природа пустыни Негев, которую я так люблю, причём природа девственная, нетронутая. Ручьи, русла которых заполнены деревьями акации (шита на иврите). Горки-пригорки и холмики изысканных форм, выветренных ветром, и всех цветов коричневых и жёлтых оттенков.
Красота неописуемая и радость для глаз. Хочется гулять и гулять и находить всё новые и новые места.
И, конечно же, я наверняка вернусь сюда и пройду ту часть, которую мы не успели в этот раз пройти.
Вот такой прекрасный был поход.
Жаль только, что случилась эта неприглядная история с фотоаппаратом.

Реальный пройденный трек на Страве
Пройдено 22 километра с перепадом высот 654 метра.